20.10.2003 23:00
    Поделиться

    Скромная госпомощь строителям

    - Анатолий Иванович, как известно, любой рост берет отсчет от базы. Какова она у нынешней российской промышленности стройматериалов?

    - Сейчас, как и в других отраслях, существуют две тенденции: позитивная и негативная. Начну с первой.

    Только в прошлом году на развитие отрасли было привлечено свыше 10 миллиардов рублей капитальных вложений. Это позволило ввести в эксплуатацию более 190 технологических линий и объектов, оснащенных современным оборудованием. Среди них мощности по выпуску 14 миллионов квадратных метров керамической плитки; 537 миллионов штук условного кирпича; 1,3 миллиона квадратных метров гипсоволокнистых плит; свыше 600 тысяч кубометров теплоизоляционных изделий; 18,5 миллиона квадратных метров современных кровельных и гидроизоляционных материалов и ряда другой продукции.

    Индекс промышленного производства в отрасли за 8 месяцев 2003 года составил 105,3 процента. Производство цемента возросло на 7,5, линолеума - на 14,2, минераловатных изделий - на 29, керамической плитки для внутренней облицовки - на 24,2, для пола - на 33, листов асбестоцементных (шифера) - на 3,1, санитарных керамических изделий - на 8,8 процента.

    Вместе с тем ассортимент отечественных материалов не полностью удовлетворяет потребности современного строительства. Особенно это касается выпуска конкурентоспособной продукции.

    Технический уровень многих предприятий отстает от требований передовых зарубежных технологий. Степень износа основных фондов в отрасли достигает 54 процентов. Причем ежегодное выбытие их составляет около двух процентов, а ввод в действие новых - около одного. Фактически производственные мощности сокращаются. Уменьшилось создание и внедрение новых отечественных технологий, машин и оборудования для производства прогрессивных строительных материалов и конструкций, добычи сырья. Недостаточно внимания уделяется экологии, использованию отходов производства различных отраслей экономики, вовлечению в оборот вторичных энергетических ресурсов.

    Намеченный комплекс мер призван стимулировать позитивные сдвиги и преодолеть негативные тенденции.

    - Что для этого предстоит сделать?

    - До 2010 года необходимо провести обновление не менее 45 процентов основных фондов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения, повысить производительность труда на 50 процентов за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов.

    При разработке прогноза спроса на основные виды строительных материалов и изделий на период до 2010 года в качестве исходных данных были приняты расчетные объемы инвестиций в основной капитал по Российской Федерации. Анализ проведен в двух вариантах.

    Первый вариант - пессимистический. Он исходит из сценарных условий к прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации (около 6 процентов роста в год) и оценок специалистов Минэкономразвития России. По этим данным, в 2010 году темп роста инвестиций не превысит 160 процентов в сравнении с 2002 годом.

    Второй - оптимистический. Он подготовлен исходя из роста инвестиционной активности в стране за счет повсеместного разворачивания программы ипотечного жилищного кредитования и резкого роста объемов жилищного строительства. По нашим оценкам, в этом случае в 2010 году темп роста инвестиций составит около 220 процентов в сравнении с 2002 годом.

    За основу принят второй вариант. Исходя из этого комплекс мер предусматривает к 2010 году рост объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций в размере от 130 пo шиферу до 280 процентов пo paдиaтopaм и отопительным конвекторам.

    Основными источниками финансирования строительства новых производственных мощностей и модернизации действующих предприятий на 2004-2010 годы будут собственные и заемные средства предприятий. Региональные приоритеты развития подотраслей промышленности строительных материалов должны стимулироваться законодательными и нормативными актами органов власти субъектов Российской Федерации. Ожидается, что в ряде случаев будут приняты решения по поддержке отрасли за счет средств региональных и муниципальных бюджетов.

    Говоря о потенциале промышленности строительных материалов для обеспечения роста жилищного строительства к 2010 году в два раза, следует сказать, что с учетом технического и морального состояния существующих мощностей наращивание в 2004-2005 годах объемов производства продукции возможно в пределах 15-20 процентов в год. При наличии в этот период реального платежеспособного спроса на продукцию собственники предприятий могут изыскать внебюджетные средства для затрат на дополнительное энергетическое и сырьевое обеспечение производства, доукомплектацию технологических линий запасными частями, привлечения квалифицированных кадров.

    Следует отметить, что в последние годы определенный интерес к вложению средств в российскую промышленность строительных материалов проявляют отечественные и иностранные инвесторы.

    - Какова степень участия государства в реализации комплекса мер?

    - Ясно, что финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета будет носить локальный и весьма скромный характер. Например, следует помогать внедрению "пионерных технологий".

    Основные усилия Госстроя России будут сконцентрированы на проведении государственной политики по развитию подотраслей, имеющих межрегиональное значение. На федеральном уровне будут решаться вопросы: совершенствования нормативно-правового и технического регулирования; содействия объединению отраслевых предприятий в некоммерческие союзы; партнерства и ассоциации, позволяющие обеспечить предприятия информацией о передовых отечественных и зарубежные разработках и поддерживающие качество выпускаемых материалов, изделий и конструкций на необходимом уровне. Окажем содействие в сотрудничестве с зарубежными фирмами, в том числе на уровне рабочих групп межправительственных комиссий.

    В нашу компетенцию входит обучение и повышение квалификации специалистов для соответствующих подотраслей по производству конкурентоспособных строительных материалов, способных грамотно работать в современных экономических условиях. Заботой Госстроя является создание единой системы технического регулирования в промышленности строительных материалов, обеспечивающей реализацию положений Федерального закона "О техническом регулировании". Обеспечивается взаимодействие со смежными отраслями промышленности (химия, машиностроение, металлургия, предприятия оборонного комплекса) в вопросах разработки и освоения производства отечественного сырья, материалов и оборудования для промышленности строительных материалов. Государственную поддержку получат инновационные и инвестиционные проекты, имеющие общероссийское значение. И, наконец, осуществление эффективной внешнеторговой политики, в том числе оптимизация ввозной пошлины на продукцию машиностроения, не производимую в России.

    По подотраслям, достаточно широко представленным на территориях практически всех субъектов Российской Федерации и имеющим региональное значение, инициатива в вопросах определения приоритетов и мер поддержки конкретных производителей принадлежит соответствующим органам власти. Им рекомендуется использовать практику разработки натурально-стоимостных балансов (расчетов) спроса-предложения основных видов строительных материалов на территории в качестве основного исходного механизма оценки перспектив развития той или иной отрасли. Эти расчеты станут основой для разработки Госстроем России соответствующих балансов на федеральном уровне.

    - Промышленность строительных материалов, наверное, в той или иной степени представлена во всех регионах?

    - Именно в той или иной. Сохраняются перекосы в территориальном размещении производственных мощностей по выпуску стройматериалов. Почти две трети из них сосредоточены в европейской части страны.

    В Сибирский и Дальневосточный федеральные округа завозятся в огромных количествах плитка, сантехника, линолеум, гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, листовое стекло, сухие смеси, инженерное оборудование и другие строительные материалы и предметы домоустройства. Немудрено, что в общем объеме грузоперевозок железнодорожным, автомобильным и водным транспортом на строительные грузы приходится около 25 процентов. Как говорится, за морем телушка - полушка, да рубль перевоз.

    Соотношение между ценами производства и потребления в среднем по России достигает двукратного значения, что обусловлено транспортными, снабженческо-сбытовыми, налоговыми и прочими начислениями. Удельный вес транспортных расходов в цене потребления составляет в среднем около 10, а при поставке на значительные расстояния - около 50 процентов.

    - К тому же топливо- и энергоемкость продукции отрасли очень высокая?

    - Более 16 процентов в структуре затрат. Наши цены почти сравнялись с мировыми, а рост тарифов, как видим, не остановить.

    Но и так называемых внутренних резервов есть немало. Например, в России при производстве цемента преобладает энергоемкий мокрый способ производства. Его доля в выпуске клинкера равна 87, а цемента - 85,6 процента. Для сравнения - в США доля этого способа производства составляет около 40 процентов, а в Германии, Испании, Италии, Японии и других странах с развитой цементной промышленностью выпуск этого вяжущего вещества осуществляется исключительно по энергосберегающему сухому способу, при котором удельный расход составляет 100-115 килограммов условного топлива на тонну клинкера, в то время как по мокрому способу на предприятиях России он равен 218,7 килограмма.

    Поставлена задача к 2010 году довести долю сухого способа производства цемента до 40-50 процентов.

    Цены на кровельные материалы постоянно растут, приближаясь к уровню мировых, что является следствием высоких удельных расходов и затрат на их производство, особенно на нефтебитум и топливно-энергетические ресурсы. Так, индекс роста цен на нефтебитум в 1999-2002 годы составил в среднем 570 процентов (для некоторых регионов - 700-750), в то время как на другие виды нефтепродуктов (бензин, топочный мазут, керосин и др.) цены росли не столь стремительно (индекс 300-350 процентов).

    Соотношение между ценами производства и потребления кровельных материалов в среднем по России равняется 1,5, при том, что по некоторым регионам это соотношение достигает 2 и более. Удельный вес транспортных расходов в цене потребления составляет 25 и более процентов.

    Перечень "внутренних резервов" можно продолжать долго. Комплекс мер позволит поставить их на службу российской экономике. Отрасль должна выйти на мировой уровень не только по ценам, а главное - по техническому уровню, качеству и ассортименту продукции.

    Поделиться