09.10.2003 23:25
    Поделиться

    Рецепт от Льва Лещенко

         - Лев Валерианович, судя по вашей фамилии, у вас есть украинские корни?

         - Прадед мой Василий Лещенко был из крепостных, со временем получил вольную, даже открыл с моей прабабкой собственное дело - булочную под Белой Церковью. Мой дед по линии отца Андрей Васильевич впоследствии перебрался на Сумщину, а затем под Курск, в поселок Любимовка, где в то время строился сахарный завод, принадлежавший графу Сабашникову. Вот на заводе этого графа мой дед дослужился до главного бухгалтера. Там же, в Любимовке, родился и мой отец. Дед мой был уникальным человеком - при местном сахарном заводе был создан... струнный квартет, где он играл на скрипке.

         Мою будущую маму Клавдию Петровну отец встретил в Москве, куда приехал работать бухгалтером Витаминного завода, что на Красной Пресне, в 1931 году. Я родился в феврале 1942 года, когда под Москвой шли ожесточенные бои с немцами.

         - Судьба связала вас в пору молодости и с Большим театром?

         - Правда, работал я в Большом отнюдь не певцом. После своей первой неудачной попытки поступить в ГИТИС один мой знакомый предложил мне пойти поработать в Большой театр. Меня определили в бутафорский цех, где скучать не приходилось. Я пропадал в Большом все вечера: днем работал, а вечером шел на галерку и смотрел спектакль. А посмотреть было что: на конец 1950-х начало 1960-х приходится, по общему признанию, золотой век советской классической школы. Еще пели Сергей Лемешев, Иван Козловский, уже появились молодые Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Евгений Кибкало... Моя оперная эрудиция доходила до того, что я мог на память исполнить, скажем, всю оперу Сергея Прокофьева "Война и мир" с мужскими и женскими партиями.

         - Сейчас многие артисты жалуются на то, что к ним приходят письма от фанаток с истерическим содержанием: мол, забери своего ребенка и верни мне мое кольцо!.. В ваше время было такое?

         - Такие письма у меня были, хотя я не давал повода для этого. Бывало, поклонницы-фанатки простаивали часами у моего подъезда, а иные и ко мне домой являлись. Когда их не пускали в дом, они не долго думая укладывались на лестничной площадке у моих дверей. Сейчас такое происходит реже, потому что мои поклонницы уже стали взрослыми и благоразумными. Это, конечно, тоже не способствовало прочности наших брачных уз с Алой Абдаловой, которая была моей первой женой. Вообще-то я не любитель распространяться о своих личных делах. Могу только сказать, что никогда не был ни ханжой, ни святошей. Бывало, что и засматривался на интересных девушек, что совершенно нормально для молодого человека. Но не был я и неким всеядным волокитой, бегающим за каждой юбкой. Зато теперь, в зрелом возрасте, приятно порой слышать удивленные замечания знакомых и друзей по поводу того, как я, дескать, неплохо выгляжу для своих лет. Я в шутку отвечаю: рецепт очень простой - не пей, не кури, не увлекайся сексом выше меры и увидишь, что из этого получится!.. Опять же, сколько раз меня "женили" на известных женщинах, взять хотя бы нашумевшую историю с певицей Валентиной Толкуновой! Да разве только одного меня?.. У каждого мужчины есть свои фантазии, свое понятие романтики. Каждый из нас в глубине души ждет свою Единственную, Неповторимую, Любимую, которая должна быть ему послана Судьбой. Вот и со мной в 1976 году в Сочи случилась удивительная история. Меня познакомили прямо в лифте с девушкой Ириной. Девушка была, безусловно, симпатичная, привлекательная - высокая, хорошо сложенная брюнетка с длинными распущенными волосами и темными карими глазами, в которых прыгали озорные искорки. Одета была Ирина в фирменные джинсы с суперпрестижной плетеной "косичкой" на карманах, строгая приталенная кофточка (опять же несоветского пошива). Носить такого класса шмотки могли позволить себе только фарцовщики или дети очень обеспеченных родителей. На фарцовщицу Ирина не тянула. Оставалось второе. Мы отправились пообедать в ближайшую шашлычную. В дверях стоят работники, которые, увидев меня, бросаются навстречу, хлопают по плечу: "Смотри, кто к нам пришел!" Ирина бросает на меня любопытные взгляды: почему этого парня приветствуют как китайского императора? А меня несколько удивляет, что она не знает о том, что я - известный на всю страну певец. Потом, провожая ее, я дождался вопроса: "А почему тебя встречают с таким пиететом?" Попытался отшутиться: "Я местный сочинский мафиози - из самых крутых! Меня тут все знают и побаиваются". Ирина загадочно улыбнулась. И я впервые за все время нашего знакомства ощутил, что эта девушка начинает меня всерьез интриговать. К тому же, скажу без ложной скромности, мое имя в то время гремело по стране, как и мои песенные хиты "За того парня", "День Победы"... Ничего не знать о существовании певца Льва Лещенко было по меньшей мере странно. На все мои настойчивые расспросы Ирина отвечала смехом или отмалчивалась. А ларчик открывался просто: оказывается, Ира несколько лет жила и училась в Венгрии и совсем не знала о том, что происходит на нашей эстраде. Долгая жизнь за рубежом наложила на нее некий "западный" шарм. А тем единственным "счастливцем", имя которого она еще помнила, был мой хороший давний друг Иосиф Кобзон... Так мы оказались вместе. В нынешнем году нашему браку с Ириной - четверть века. За эти годы ни у нее, ни у меня не было повода для ревности. Я абсолютно в ней уверен, а она в известной степени уверена во мне.

         - Какую роль на нашей эстраде играет протекция, а какую талант? Что из них первая скрипка, а что - вторая?

         - Думаю, что поддержка молодым сейчас необходима. При том, что талант, безусловно, первостепенная вещь, все-таки... Сейчас все поставлено на коммерческие рельсы. Кто-то должен заинтересоваться молодым талантом. Раньше этим интересовались официальные люди и организации: редакторы, службы, которые отвечали за пропаганду нашей культуры, Министерство культуры... Многие проходили через конкурсы, фестивали... Сейчас ничего этого нет. Талантам надо помогать, и я этим тоже занимаюсь: наше музыкальное агентство продюсировало и помогало нескольким нынче популярным исполнителям. Из его недр вышли Катя Лель, Варвара, очень много я помогал Оле Арефьевой, которая сделала диск, условно говоря, с нашей помощью. Иначе просто невозможно.

         - А вам кто помогал в пору юности?

         - Мне во многом помогали редакторы ТВ. У нас в институте была педагог Анна Кузьминична Матюшина - моя "творческая мама". Она наряду с преподавательской деятельностью возглавляла тогда вокальную студию при Гостелерадио. Анна Кузьминична видела, что я могу петь и классику, и камерную музыку, и эстраду - ровным счетом все! Вот она и позвала меня принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей солистов. Я прошел конкурс, меня долго мотали по руководящим кабинетам, пока, наконец, не дали возможность проявить себя в какой-то оратории. Я проявил. Меня зачислили в стажерскую группу радио и дали возможность петь с русским оркестром, потом с симфоническим, потом с эстрадно-симфоническим. Постепенно накапливался опыт: я исполнял самые разножанровые вещи: оперные арии - Филиппа из "Дон Карлоса" и Старого цыгана из "Алеко", - романсы Хуго Вольфа и песни советских композиторов. Потом я отсеял все лишнее, выбрал для себя один жанр - эстрадную песню. Мне казалось, что именно здесь я мог себя раскрыть более интересно.

         - Кто сделал на вас лучшую пародию?

         - Начал Хазанов, потом Винокур. Потом Винокура стал пародировать Евдокимов, а Евдокимова - Грушевский. Но самая удачная пародия - это я сам. Я к себе очень иронично отношусь.

         - Что вам дарят друзья на день рождения?

         - Друзья разные - кто что может, у кого какие возможности. Я к подаркам отношусь очень равнодушно, не знаю даже почему. Я больше люблю делать подарки сам. Могу выбирать подарок два-три часа, будь то шарф, галстук или часы... А если о себе... Честно сказать, я очень люблю, когда мне дарят картины. Я люблю декоративную живопись - не авангард, а то, что не мешает.

         - Сами не пробовали рисовать?

         - Пробовал - по клеточкам. И лепил из пластилина. Получалось здорово. Вот пойду на пенсию, буду меньше работать - тогда начну лепить. Лепка - это то, что мне нравится.

         - Иосиф Кобзон тоже собирался на пенсию, а вот все поет!

         - Кобзон заявил об уходе на пенсию, но работает больше, чем я. Я не заявляю - я буду работать столько, сколько нужно. Если меня приглашают, я приезжаю. Почему нет? Если есть востребованность, надо работать.

    Поделиться