30.08.2003 12:59
    Поделиться

    Петржела: я пришел не из-за денег

         

         - Властимил, Петербург празднует юбилей. Он преобразился на глазах, на вашу жизнь праздники оказали влияние?

         - На меня как на тренера "Зенита" юбилей, безусловно, повлиял. Несмотря на постоянную нехватку времени, чтобы пристальнее знакомиться с шедеврами городской архитектуры, я успевал заметить, как похорошел Санкт-Петербург, как значимо вырастал образ города в глазах жителей всего мира и особенно Европы. Я благодарен жителям великого города - Петербурга, особенно болельщикам, за поддержку "Зенита". Поверьте, я много повидал городов и стадионов в Европе, но нигде не видел такой поддержки клуба, как на стадионе "Петровский".

         - Вы в Петербурге уже полгода. За это время ваше представление о стране в целом и о российском футбольном чемпионате в частности сильно изменились? Как вы оцениваете уровень российской футбольной Премьер-лиги?

         - Должен признаться, что действительно мои представления о России и особенно о российских футболистах претерпели изменения. Не скажу, что в худшую сторону, скорее, это просто более детальное знакомство с особенностями менталитета, характеров людей и особенно футболистов. Перед отъездом в Петербург в Чехии мне все твердили, что российские футболисты работяги и трудоголики, что их нужно силой выгонять с тренировок. В действительности это не так. Не буду говорить за весь российский футбол, но в "Зените" я часто наблюдаю картину не полной самоотдачи игроков и на тренировках, и в играх первенства. Игра же с "Динамо" оголила практически все недостатки команды, в том числе и мои. Я понял очень важную вещь, что работы в команде так много, что ее хватит не на один год. Чтобы создать клуб действительно европейского уровня, чтобы противостоять грандам европейского футбола, необходима целенаправленная, порой неблагодарная рутинная работа, которую трудно оценить, особенно если команда не показывает результат. Каждый футболист клуба должен не просто уметь играть, он обязан мыслить на поле, уметь созидать и самое главное - быть бойцом, не опускать руки ни при каких обстоятельствах. На тренировках и в личных беседах с футболистами я постоянно твержу о том, что футбол в мире не стоит на месте. Он постоянно прогрессирует, совершенствуются игровые схемы, и за всем этим следует зорко следить, чтобы не ехать в последнем вагоне поезда с названием -мировой футбол. Об уровне Премьер-лиги можно судить по тому факту, что практически все клубы в первенстве равны по уровню комплектации профессиональными футболистами. Ни в одной игре невозможно предсказать результат. В Чехии, например, есть пятерка клубов-лидеров, которые резко отличаются от других команд. В России уровень клубов примерно одинаков, все играют на победу, и это, конечно, придает дополнительную интригу чемпионату.

         - Что повлияло на ваш выбор, когда вы согласились возглавить "Зенит"? Ряд петербургских СМИ утверждают, что это - деньги?

         - Это неправда. Деньги здесь вообще ни при чем. Когда я первый раз встретился с президентом клуба Виталием Мутко, я сразу понял, что мы единомышленники. Тогда о сумме контракта и речи не было. Поверьте, это очень важно, когда люди понимают друг друга с полуслова и видят перед собой перспективу. Именно перспектива развития "Зенита" как крепкого, профессионального европейского клуба и стала основной причиной моего согласия работы тренером. "Зенит" располагает всеми возможностями: и финансовыми, и техническими, чтобы стать отличным клубом, в том числе побеждать и на европейской арене. А деньги я мог и дальше зарабатывать в Чехии. У меня было много предложений, где предлагали значительные большие суммы, но мне интересно работать на перспективу. Когда я приехал в Россию, то вскоре встретился с земляком из Чехии Владимиром Вуйтеком, тренером хоккейного клуба "Локомотив" из Ярославля. Он сказал мне одну важную вещь, которую оценил, как символ успеха. Он сказал: Властимил, никого не слушай и не обращай внимания на критику. Делай дело так, как видишь, иди своей дорогой. Стараюсь придерживаться этого принципа в своей работе.

         - С какими проблемами вы столкнулись в работе с командой? И что необходимо улучшать в игре "Зенита"?

         - Главная проблема была в том, что команда исповедовала другую тактику, которой в Европе уже давно не придерживаются. Персональная опека игроков неэффективна в сравнении игры "в линию". Большинство игроков "Зенита" честно сказали, что не знают о том, как играть по этой схеме. Поэтому пришлось начинать с азов, со школы. Постепенно футболисты "Зенита" привыкают к новым установкам и самое главное - убеждаются в их преимуществах. Естественно, что процесс этот небыстрый и даст плоды в будущем. Хотелось бы, чтобы это понимали не только специалисты, но и многочисленные журналисты, которые болезненно реагируют на любой неуспех команды. Что же касается улучшения игры, то здесь следует вспомнить, что "Зенит", в отличие от многих других клубов, в том числе европейских, обладает очень важным кадровым резервом. В клубе есть целый ряд молодых способных футболистов, из которых просто обязаны вырасти высокопрофессиональные игроки. И Быстров, и Филатов, и Денисов, и Астафьев способны не просто органично влиться в команду, но и значительно укрепить игру. И конечно, ребята из основного состава обязаны улучшить свои показатели, как в тренировочном процессе, так и в игре. Кержаков, Гартиг, Ширл, Спивак, Игонин и другие футболисты вполне могут прибавить в игре. Подчеркиваю, главное - настрой.

         - Вы упомянули о потенциале зенитовской молодежи, значит ли это, что в период дозаявок в команду не будут приглашать новых футболистов? В частности, речь идет о вашем воспитаннике - защитнике либерецкого "Слована" Питере Йогане, слухи о приглашении которого ходят в СМИ?

         - Эти слухи - неправда. Действительно, Йоган мой воспитанник, но "Слован" просит за него непомерную сумму, потому в "Зените" он играть не будет, да и вопрос так не стоял.
         О других приглашениях скажу коротко: "Зенит", по моему убеждению, укомплектован хорошими игроками во всех линиях на 100 процентов. Поэтому нужно улучшать игру именно этих футболистов, а не искать других в надежде, что они улучшат результат. Это самообман, и поддаваться ему не следует.

         - Тогда ответьте на вопрос, интересующий многих, что происходит с Андреем Аршавиным, насколько правдивы слухи о его переходе в "Спартак". И самое главное - почему Аршавин не играет в основном составе, периодически выходя на замену?

         - Андрей умный, способный, хороший игрок. У него действительно заканчивается в этом году контракт с клубом, но эта проблема никакого отношения к его игре не имеет. В том, что он в последнее время нечасто выходит в основном составе, вина только его и никого более. Изучив его манеру игры, я предложил ему играть на фланге, где, по моему глубокому убеждению, он способен принести наибольшую пользу для команды. Но он не хочет играть в амплуа правого полузащитника, настаивая на игре в центре. Очевидно, что его комплекция не располагает к атаке через центр, где, как правило, располагаются рослые, мощные футболисты. Способность к универсальной игре - отличительная черта игрока мирового футбола.
         А продлит ли Аршавин контракт с клубом или нет, надо спрашивать только его. У меня ответа на этот вопрос нет, хотя я, конечно, хотел бы, чтобы он остался в "Зените".

         - Вместе с вами в "Зенит" пришли сразу четыре чешских игрока и один словацкий. Вы довольны их игрой? Насколько, по вашему мнению, стало оправданным приглашение в команду легионеров?

         - Спустя полгода работы в клубе я понял, что не ошибся в выборе футболистов, приглашенных из Чехии и Словакии. Если коротко оценивать их игру, то можно сказать лишь одно - они постоянно заряжены на победу. Их можно ругать за нереализацию голевых моментов, за ошибки в обороне, но только не за пассивность и не за отсутствие боевого настроя в игре. Я доволен игрой Мареша, Горака, Ширла и Гартига. Они немного забивают голов, но практически не ошибаются в обороне. Уверен, что вскоре их игра будет приносить более продуктивные результаты. Что касается Камила Чонтофальски, то в этом случае я должен сказать, что он переоценил свои силы. Его уверенность в том, что он способен сегодня быть в команде вратарем номер один, сыграла злую шутку с командой. И когда меня спрашивают: почему я не заменил его в перерыве матча с "Динамо", я отвечаю, что он должен был испить эту чашу до дна, проявить характер и не ломаться. Этого не произошло, но урок пошел ему на пользу. Камил хороший, опытный вратарь, он уже взял себя в руки и тренируется с новыми силами.

         - Возвращаясь к злополучному матчу с "Динамо", хочу спросить: что же все-таки произошло с командой? Почему в тот день "Зенит" выглядел так беспомощно, а футболисты выступили так безвольно? Правда ли, что вы после той игры не спали несколько суток?

         - Да, я действительно не мог уснуть две ночи, так мучительно переживал поражение, анализируя случившееся. Но ничего сверхъестественного в итоге не произошло. Команда сломалась после грубой ошибки вратаря. И здесь в первую очередь виноват капитан, который просто обязан был успокоить товарищей, собственным примером воодушевить их и повести в бой. Это было? Нет. Почему? Я все время твержу Игонину: Леша, на поле с партнерами надо разговаривать. Не болтать, а именно разговаривать. Ты обязан быть лидером. В игре с "Динамо" команда не показала характера, в этом, конечно, есть и моя вина. Как говорят в России, будем работать над ошибками.

         - Почему в Петербурге с вами нет вашей семьи?

         - Моя супруга живет в Чехии потому, что там в медицинском институте учится наша дочь. Но жена часто приезжает ко мне, мы не ощущаем разлуки. А сын уже несколько лет живет в Австралии, занимается бизнесом. Он взрослый, самостоятельный человек. У нас хорошая, крепкая семья.

         - Последний вопрос. В последнее время в российских СМИ на вас обрушилась волна критики. Вас это задевает?

         - Задевает не критика, а откровенная ложь. В России я столкнулся с жестким прессом со стороны прессы. Обо мне написано уже столько неправды, что из этой лжи можно составить книгу. Ссылаясь на то, что Петржелу трудно понять из-за плохого русского языка, меня постоянно перевирают, приписывая слова, которые я никогда не говорил. Поэтому недавно через пресс-службу я обратился к журналистам с просьбой более тщательного перевода моих слов. Это не каприз, а возможность нахождения понимания с журналистами. Что касается "Российской газеты", то хочу заявить, что у меня большой опыт общения с прессой, в том числе с европейской, но это одно из немногих изданий в России, которое профессионально относится к освещению проблем в стране и спорта в том числе. Понимание проблем и их конструктивное обсуждение на страницах "РГ" вызывает уважение.

    Поделиться