02.10.2003 12:38
    Поделиться

    Реформа социального налога

         О существовании этого налога большинство из нас даже не догадываются. Единый социальный налог (ЕСН) рассчитывается от фонда заработной платы и выплачивается работодателями. Так что голова от него в основном болит у руководителей и бухгалтеров. Между тем ЕСН существенно влияет на качество нашей жизни, так как питает внебюджетные социальные фонды: пенсионный и социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. И все в этой системе взаимосвязано.
         Например, трудящийся, заболевший гриппом, получит пособие по временной нетрудоспособности из Фонда социального страхования и одновременно медицинскую помощь за счет территориального фонда обязательного медицинского страхования. Из Фонда же социального страхования выплачиваются пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособия в связи с травмой на производстве. Вышедший на пенсию получает ее из Пенсионного фонда. По сути, вся наша жизнь неразрывно связана с этими фондами. И поэтому крайне важно, чтобы они были самодостаточными и имели возможность "протянуть нам руку помощи".
         Раньше средства на социальные выплаты собирались в основном за счет страховых взносов. Три года назад был введен ЕСН, который и стал главной финансовой базой социальных фондов. Считалось, что налоговые органы смогут переломить ситуацию в России, вывести большую часть зарплаты из тени и обеспечить обильное поступление ЕСН. Но, увы, этого не произошло, и налоговых поступлений оказалось меньше, чем ожидалось и планировалось. Не помогает и регрессивная шкала (процент отчислений снижается по мере роста выплачиваемой заработной платы), так как планка шкалы слишком высока и ЕСН оказывается неподъемным. Именно работодатели первыми заговорили о необходимости снизить ставки единого социального налога. Почти год продолжается дискуссия о том, как это сделать, чтобы не пострадали бюджеты социальных фондов, а вместе с ними - и интересы работников. Не затихли споры и после того, когда в июне этого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о снижении ставок ЕСН с января 2005 года.
         Вопрос действительно очень серьезный. Как утверждают профсоюзы, при нынешних ставках ЕСН бессмысленно говорить о современной и качественной страховой медицине, а динамика наполнения бюджета Фонда социального страхования такова, что 2004-2005 гг. он завершит с серьезным дефицитом (ставка налога уже снижена с 5,4% до 4%). А если налог снова уменьшится? Значит, еще от каких-то социальных выплат придется отказаться. Но за три года действия ЕСН мы и так уже немало потеряли, прежде всего льготные путевки в санатории и дома отдыха, что позволяло восстанавливать силы и здоровье 3 млн. человек, не имеющих материальной возможности отдохнуть иначе. Ликвидируется поддержка детских юношеских спортивных школ (она действует последний год). Под угрозой летний отдых 7 миллионов детей из семей, с трудом сводящих концы с концами, который также оплачивался из Фонда социального страхования.
         Если ЕСН будет уменьшен, то не исключено, что социальные выплаты еще "ужмутся". Что вообще нам ждать от реформы единого социального налога? Эти вопросы и стали темой обсуждения в нашем "Клубе экспертов".

    Потери компенсирует бюджет

         Михаил Дмитриев, первый заместитель министра Минэкономразвития:
         - После снижения ЕСН вполне возможно, что на первых порах поступления в фонды уменьшатся. Эти потери должны быть компенсированы. Сейчас идет поиск таких источников финансирования - ими могут быть прежде всего федеральный и региональные бюджеты. Задача состоит в том, чтобы сохранить социально значимые расходы каждого фонда. В частности, это касается Фонда социального страхования, потому что уже нынешний уровень поступлений не позволяет, например, финансировать в полной мере летний детский отдых. Если говорить об обязательном медицинском страховании, то, как известно, его ожидает серьезное реформирование. В связи с этим запланирована помощь федерального бюджета, которая компенсирует выпадающие доходы. И к 2007 году, когда новая система обязательного медицинского страхования охватит всю страну, тех объемов финансирования, которые в нее заложены, будет вполне достаточно. В том числе и с учетом возможного снижения ЕСН. Что касается пенсионной системы, то здесь - однозначно - реформа ЕСН должна сопровождаться значительной дотацией из федерального бюджета.
         Теперь о реформе социального страхования. Позиция Минэкономразвития такова: вопросы устойчивого развития Фонда социального страхования на перспективу невозможно решать без достижения согласия между социальными партнерами. Такой диалог с представителями работодателей и профсоюзов состоялся в прошлом году. В будущем году или в конце этого мы начнем новый раунд переговоров о пересмотре структуры обязательств ФСС и источников его дохода.
         О размере необходимого снижения ЕСН я сейчас судить не берусь. Дело в том, что мы проанализировали и оценили финансовые последствия реализации нескольких десятков различных вариантов, и результаты многих из них оказались сходными. Но, честно говоря, на мой взгляд, таких строгих и достоверных оценок, которые позволили бы сделать выбор на основе объективных результатов, у нас все-таки нет. Единственное, в чем мы уверены: нагрузка на фонд оплаты труда действительно должна снижаться.

    Сколько заплатит хозяин

         Любовь Котова, заместитель начальника Департамента налоговой политики Минфина:
         - Правительство рассмотрело несколько вариантов и предложило снизить эффективную ставку ЕСН на 5,7 пункта к фонду оплаты труда, то есть с 30,1 процента до 24,4. На наш взгляд, это существенно облегчит налоговое бремя и заинтересует работодателей в выводе зарплаты из тени. И что не менее важно, наш подход значительно снизит ЕСН в тех отраслях, где оплата труда невысока и где объективно не могут воспользоваться регрессивной шкалой.
         В дальнейшем реформа ЕСН должна сводиться к постепенному переходу к более низкой, но линейной ставке налога, взимаемого с работодателей. Такое снижение должно быть компенсировано введением социальных отчислений с самих работников по ставкам, не превышающим 5-7 процентов от их зарплаты. И направлять эти средства следует прежде всего для обеспечения накопительной части будущих пенсий.
         И вообще, по нашему мнению, за счет ЕСН должны осуществляться только выплаты страхового характера, составляющие базовые гарантированные расходы: базовая часть пенсии, базовая программа медицинского страхования, некоторые виды пособий. Все остальные выплаты социального и нестрахового характера, предусмотренные законодательством, должны иметь иные источники финансирования, не связанные с фондом оплаты труда.
         Но такие серьезные реформы необходимо проводить одновременно с модернизацией всей системы обязательного социального страхования. Тогда мы не только снизим нагрузку на фонд оплаты труда, но и повысим эффективность социальной защищенности работников.
         Однако, по прогнозам, бюджеты Пенсионного фонда и Фонда социального страхования на 2004 год уже складываются со значительным дефицитом. К тому же предполагается осуществить ряд других важных мер, направленных на общее ослабление налогового бремени - около 1,8 процента к ВВП. Понятно, что это приведет к существенным потерям доходов бюджетов всех уровней. Именно поэтому снижение эффективной ставки ЕСН со следующего года Правительство РФ считает преждевременным.

    Детский отдых - забота государства

         Олег Еремеев, генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России:
         - На мой взгляд, перенос сроков введения пониженной ставки ЕСН на 2005 год является стратегической ошибкой Правительства. Именно сейчас в условиях благоприятной конъюнктуры на внешних рынках и достаточно высоких ценах на нефть есть резервы, позволяющие нивелировать риски при переходе на новую систему.
         Многие нас хотят представить этакими "акулами", которые думают только о снижении налогового бремени и совсем не заботятся о социальном благополучии своих работников. Но мы прекрасно понимаем, что ЕСН находится на пересечении двух совершенно разных сфер - налоговой и социального страхования.
         Однако налоговый характер так называемых "страховых взносов" позволяет государству направлять средства ЕСН на цели, не связанные с риском потери заработка. По оценкам специалистов, в этом году более 790 млн. долларов из средств Фонда социального страхования будут направлены на выплаты нестрахового характера, к которым, например, относятся расходы на санаторно-курортное обслуживание, на финансирование детско-юношеских спортивных школ, летний отдых детей, на единовременные пособия при рождении ребенка. Нет сомнения, что спортивные школы и летние лагеря отдыха действительно важны для развития нации. Но финансовую ответственность за них должно нести все общество, значит, источник финансирования должен быть иной.
         Тем не менее мы против механического снижения ЕСН. Эти изменения необходимо тесно увязать с реформированием самой системы страхования социальных рисков, то есть начать преобразования внутри систем. По моему мнению, социальная защита трудящихся граждан постепенно должна перейти в сферу взаимоотношений работника и работодателя, который будет финансировать только расходы, четко увязанные с потерей трудоспособности. В том числе - на оплату больничных листов, страховок в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, пособий по беременности и родам, на страховую и накопительную части пенсий, медицинскую страховку. По подсчетам специалистов КСОРР, в результате такой реформы налоговая нагрузка на фонд оплаты труда существенно снизится.

    Чья рука на больничной кассе

         Григорий Дегтярев, Институт социально- экономических проблем народонаселения РАН:
         - На мой взгляд, работодатели ломятся в открытую дверь. В мировой практике социальные страховые фонды давно являются корпорациями публичного права. То есть именно работодатели, нанимая управляющих, руководят этими фондами, которые публично отчитываются, как они использовали социальные средства, публикуют для всеобщего сведения, на что и как истрачены социальные деньги, вплоть до последней копейки. Государство лишь устанавливает "правила игры", уровень социальных гарантий в стране и доплачивает за нестраховые случаи. Работодатели же вместе с трудящимися берут на себя социальную ответственность, решая, сколько денег они и сами работники из своей зарплаты должны отчислять, чтобы гарантировать определенный приемлемый уровень социальной защиты. Не хватает денег - увеличивают тариф, много их - снижают. Кстати, в России до революции именно на таких принципах были созданы и действовали больничные и пенсионные кассы, страховые товарищества. А у нас бюрократический парадокс: "социальными деньгами" распоряжается вроде бы публичная исполнительная власть, но не утруждая себя детальной, прозрачной публичной отчетностью.
         Главный аргумент многих работодателей заключается в том, что со снижением ЕСН снизится налоговое бремя, появится возможность вывести зарплату из тени и тем самым увеличить поступления ЕСН. Аргумент вполне понятен, но неубедителен. Кто будет настаивать на выводе зарплаты из тени? Работник? Но его завтра уволят, если он начнет "качать права". Зарплата в конверте - это почти всегда взаимная молчаливая договоренность между работником и работодателем. Работодатель сам выведет зарплату из тени, осознав свою социальную ответственность? Вряд ли, пока теми деньгами, которые он платит в социальные фонды, распоряжаются не они вместе с работниками, а другие.
         Согласен с Олегом Еремеевым в том, что необходимо серьезно реформировать систему внебюджетных социальных фондов, делать их финансовую деятельность ясной, понятной и прозрачной для всех. Например, непонятно почему создали такую сложную систему платежей в Пенсионный фонд: 14 процентов в качестве ЕСН идет на покрытие базовой части пенсии и столько же (но уже как страховые взносы) - на страховую и накопительную части. Депутаты не раз отмечали, что 14 процентов на базовую пенсию - это много. Значит, должны оставаться излишки. Как их использовать? Законодательство на этот вопрос четкого ответа не дает. Говорится лишь, что эти средства могут направляться на выплаты страховой части пенсий. А могут и не направляться - это уже как решат в Минфине.
         У медстраха - свои проблемы. Сегодня здесь хронически не хватает средств, что совсем неудивительно. Мы пошли по самому сложному пути, создав некий бермудский треугольник. Деньги поступают в федеральный и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые напрямую не работают с лечебными учреждениями (больницами и поликлиниками). Они перечисляют средства страховым компаниям. И уже те оплачивают оказанную нам с вами лечебно-профилактическую помощь. Понятно, любое посредничество не бесплатно. В результате финансовые потоки получились непрозрачными и закрученными.
         Что касается ЕСН, то, на мой взгляд, его вообще надо отменить и вернуться к страховой системе, к прямой уплате страховых взносов в социальные фонды, а не через посредника - федеральный бюджет. Постепенное снижение ставки и изменение регрессивной шкалы - это медленное отпиливание хвоста у собаки. Больно и неэффективно.

    Страховка на зарплату

         Игорь Шанин, секретарь Федерации независимых профсоюзов России:
         - Прежде чем решать, кто будет управлять фондами и как их реформировать, надо договориться по ключевым вопросам. И главный из них: "Что мы страхуем?" Именно с него начинается путаница в умах и специалистов, и самих граждан. Мы должны страховать не здоровье работника, не его отдых или, например, пенсию, а заработок. Для большинства людей это основная статья дохода. Потеряв его, человек сразу попадает под два уровня риска: у него меняется и материальное, и социальное положение. Поэтому очень важно определить объемы замещения заработка с помощью социальных выплат.
         Но мало составить "реестр рисков", необходимо также определиться, сколько они стоят. Мы добросовестно перенесли в российский закон все те риски, которые записаны в 102-й Конвенции Международной организации труда. Но сделали это формально, и потому они до сих пор как следует не обсчитаны. Сегодня все понимают, что тарифы, например, в обязательном медицинском страховании крайне низкие. Уже давно по уровню оказания медицинской помощи население стихийно делится на тех, кто может позволить получить ее в полном объеме, и на тех, у кого таких возможностей нет. Это не страхование! Страхование - это когда медицинскую помощь получает тот, у кого возникла такая необходимость и в том объеме, который требуется. Если человеку надо сделать пять-шесть уколов, то нельзя сказать: "Вот тебе - на два и будь доволен". Он должен получить полный курс. По мнению даже умеренных специалистов, для медицинского страхования только наемных работников нужно в два раза больше средств, чем сегодня. Но конкретной суммы никто не называет. Как же мы можем определить реальный размер страховых взносов или ставок ЕСН? А без этого все споры о реформе единого социального налога - пустые разговоры.
         Теперь о том, что работники должны сами оплачивать часть "страховок". С сегодняшними зарплатами они вряд ли смогут стать полноправными участниками формирования финансовой системы страхования. Если мы не изменим политику в области заработной платы, все наши хорошие пожелания по социальной защите рано или поздно столкнутся с нехваткой средств. И мы опять начнем думать, как урезать размеры пособий.
         Если говорить о позиции профсоюзов, то они настаивают на возврате к страховым взносам и на создании современной самодостаточной страховой системы. А ЕСН надо отменить, как неудавшийся эксперимент. Однако депутаты Госдумы уже проголосовали в первом чтении за сокращение ЕСН. Но тогда они должны честно сказать, от каких расходов в системе социальной защиты придется отказаться, а какие - урезать.

    Финансы требуют чистоты

         Владислав Резник, заместитель Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам:
         - Я вхожу в группу депутатов, которая подготовила свой законопроект по ЕСН. На наш взгляд, вариант Правительства недостаточно снижал ставку налога. Мы считаем, что его можно еще ужать - это позволит вывести зарплату из тени. Но в главном я согласен с позицией Правительства: надо поддержать работодателей. И одновременно отказаться от нестраховых выплат, например, от содержания детских спортивных школ. Что касается Фонда социального страхования, то я считаю, что его функции вообще следует изменить. Должен быть договор между работодателем и профсоюзом о том, какие льготы и гарантии получает работающий в той или иной сфере. Естественно, оставить пособия по беременности и прочее. Все остальные детали (больничный, за сколько дней платить) должен решать работодатель вместе с профсоюзом, основываясь на Трудовом кодексе. По опыту западных стран, это трудоемкий процесс, в котором принимают участие юристы. Известна, например, борьба профсоюзов с работодателями за прибавку к обеденному перерыву двух минут для мытья рук. Эта "война" длилась чуть ли не год.
         Вообще у нас все фонды, включая и социального назначения, недостаточно прозрачны. Это недопустимо. Нужно, чтобы их бюджеты были такими же открытыми и подробными как, скажем, федеральный. Это, на мой взгляд, главное условие для проведения любых реформ в сфере социального страхования.

    Пособия по стандартам

         Пособия по болезни выплачиваются в размере 60% заработной платы при непрерывном трудовом стаже работы менее 5 лет, в размере 80% заработной платы - при непрерывном трудовом стаже 5-8 лет и в размере 100% - при непрерывном трудовом стаже более 8 лет (или при наличии в семье трех и более детей на иждивении).
         Пособия в связи с материнством, рождением и воспитанием детей:
         по беременности и родам в размере 100% его среднего заработка, но не более 11 700 рублей;
         единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель, 300 рублей);
         единовременное пособие при рождении ребенка (4500 рублей);
         ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (по 500 рублей в месяц);
         ежемесячное пособие на ребенка (по 70 рублей в месяц до его 16-летия).

    Пенсии по инвалидности и потере кормильца.

         Инвалидам I и II групп пенсия устанавливается в размере 75% заработка, III группы - 30% заработка. Размер пенсии по инвалидности I и II групп при неполном общем трудовом стаже - не ниже 2/3 минимальной пенсии по старости.
         В случае смерти кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении, назначается пенсия, которая устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не менее 2/3 минимальной пенсии по старости. А на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, - в полуторном размере минимального размера пенсии по старости.
         Пособие по безработице. Первые три месяца выплачивается в размере 75 процентов от среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы. В следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов. Но во всех случаях не выше прожиточного минимума, определенного в регионе, и не ниже 30 процентов. По другим нормам выплачивается пособие тем, кто впервые ищет работу, стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (больше года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо в течение 12 месяцев до безработицы имевшим оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, уволенным по собственному желанию без уважительных причин. 
     

    Досье "РГ"

         ЕСН - самый большой налог в России - 35,6 процента. С учетом страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нагрузка на фонд заработной платы составляет свыше 40 процентов.
         Для сравнения. Налог на прибыль - 24 процента, налог на доходы физических лиц - 13 процентов, налог на добычу полезных ископаемых - от 3,8 до 16,5 процента.
         Введение регрессивной шкалы ЕСН не привело к существенному снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Регрессия начинается с годового дохода, превышающего 100 тысяч рублей, то есть более 8 тысяч рублей в месяц.
         По международным стандартам пенсии должны составлять не менее 40 процентов заработной платы гражданина.

    Кстати

         Высказался по реформе ЕСН и Михаил Зурабов, председатель правления Пенсионного фонда РФ.
         "Снижение единого социального налога, - сказал Михаил Юрьевич, - будет иметь смысл только тогда, когда мы всерьез модифицируем систему социального страхования. За последние три года удельный вес заработной платы в ВВП вырос с 18,7 до 24,3 процента. Речь, понятно, идет о легальной зарплате. И мы спрашиваем: что может подтолкнуть работодателя довести эту долю до 28-30 процентов? Только одно: если сегодня работающий гражданин будет заинтересован, чтобы ему платили легально. Но сегодня только размер будущих пенсий по-настоящему зависит от того, сколько средств отчисляет работодатель по ЕСН. По другим социальным пособиям и выплатам этого нет".
         Как видим, эксперты единодушны пока лишь в одном: и саму систему социального страхования надо менять, и налог реформировать. Но у каждого - свое видение этого процесса. Настораживает то, что от некоторых выплат, например, из Фонда социального страхования все-таки придется отказаться. Возможно, эти расходы возьмут на себя федеральный и региональные бюджеты. Но потянут ли они свои новые обязанности и за счет чего станут их финансировать, пока не ясно. Между тем ЕСН, судя по всему, начнут снижать уже в 2005 году. И времени осталось не так уж много, чтобы подготовить, а главное - провести такие серьезные реформы в социальном и медицинском страховании.

    Поделиться