01.10.2003 18:42
    Поделиться

    Три книги России

         

         БЕЛЫЙ. ОБРЕТЕНИЯ

         

         Псковская крепость. Древние укрепления, относящиеся в основном к XV веку, стали разрушаться из-за отсутствия ухода и нестойкости строительного материала. На снимке - вид Кремля с севера после реставрации стены и башен, проведенных в 50-60-е годы прошлого века.

         

         КРАСНЫЙ. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

         

         Ярославская область, селение Шелдомеж в Некоузском районе. Своеобразный культовый комплекс, объединяющий храмы XVIII и начала

         XX веков, известный как Шестаковская община. Разрушение началось сразу после их закрытия: одни разбирались на кирпич, другие использовались под склад...

         

         ЧЕРНЫЙ. УТРАТЫ

         

         Москва. Площадь у Красных Ворот. В результате многочисленных реконструкций утрачены два выдающихся памятника в стиле барокко: сами ворота разобраны в 1927 году, здание по соседству (бывший Институт московского дворянства "для девиц благородного званья") полностью перестроено для Министерства путей сообщения.

         

         Наш корреспондент встретился с автором проекта, а также предисловий к каждому из трех томов, директором Института искусствознания Алексеем Комечем.

         - Алексей Ильич, чего надеетесь добиться этим трехтомником?

         - Цель - показать обществу, что мы потеряли и что рискуем потерять. Идея издания родилась незадолго до начала ХХI века, в 2000 году. Сама дата заставляла оглянуться назад. Мы воспитаны в десятеричной системе, и для нас столетие - эпоха. В ХХ столетие вместился и уходящий старый век, длившийся до первой мировой войны, и новый век, начавшийся после событий 1990-х годов. Хотелось посмотреть, с чем мы расстаемся, преодолели ли мы то плохое, что было, наследуем ли хорошее. Культурное наследие - это лакмусовая бумажка, по которой легко определить, что происходило в стране.

         - Что же происходило?

         - При взгляде назад возникает ощущение громадности потерь. Ни одна страна столько не теряла, причем собственными стараниями. В 1990-е годы наступили перемены, казалось, что мы такие духовные, такие русские, всем так дорожим, все восстанавливаем. Но мы каждый год ездим в экспедиции по России и видим, что все идет вразнос. То, что как-то существовало семьдесят лет без ухода, отжило свой срок и стало сыпаться так, как не сыпалось раньше. Раньше памятники были все же государственной собственностью.

         - Государство худо-бедно, но ухаживало за ними?

         - Бедно ухаживало. В церквях размещались МТС, склады, устраивались бани - на таком примерно уровне велся уход. И все же эти организации вставляли иногда хотя бы окна...

         - Но многие церкви сегодня восстановлены.

         - Да, церквям и храмам повезло чуть больше - половина из них сейчас поднята. А вот усадьбы и деревянные храмы просто летят. В Вологодской области в селе Поповка месяц назад рухнула деревянная церковь, ее больше нет. Остались руины. Но часто происходит и сознательное разрушение. На днях пришла новость - "ванный домик" в Нескучном саду сгорел.

         - Все три книги по сути своей - альбомы. Фотографии снабжены кратким научным комментарием. Кто работал над сбором материала?

         - Коллектив нашего института. Сектор свода памятников составлял красный том, используя результаты своей почти сорокалетней работы. Красный том - самый ответственный. В нем мы показали сегодняшнее состояние памятников. Черный том составлять было проще - сейчас многие области начали выпускать издания с перечнем своих потерь.

         Огромную помощь оказал московский Музей архитектуры. Без участия Тамары Ивановны Гейдор, которая заведует там русским отделом, издание было бы невозможно. Мне кажется очень важным, что наша идея была поддержана министром культуры Михаилом Швыдким - без этого мы не смогли бы ни составить, ни написать тома, ни оплатить работу сотрудникам.

         - И все-таки все сохранить невозможно. Что же нужно сохранять и кто это должен определять?

         - Хочу быть правильно понятым. Памятники, включенные нами в Красную книгу, ни в коем случае не "все". Половина из вошедшего - шедевры, почти каждый из этих памятников имеет указание "охраняется государством". В Пскове я однажды ходил с охранником памятников от церкви к церкви, и он говорил: "Ну, куда нам их столько. Давайте оставим десять и сохраним". Но ведь там около сорока храмов ХII-ХVI веков. Значит, даже такую старину не жалко! Государством охраняется 50 тысяч памятников. На самом же деле их около 200 тысяч. Много это или мало? На всю страну это очень мало. В одном городе Амстердаме 6 тысяч памятников, и все "живы".

         - Государство должно охранять памятники за свой счет?

         - Ни в одной стране мира государство не может за свой счет сохранить памятники культуры, но государство обязано каждому памятнику найти хозяина. А у нас большинство их находится в государственном владении. Если бы была развернута грамотная программа приватизации с необходимыми льготами для собственников, ситуация бы изменилась. Сейчас мы прописали в новом законе, что земля вокруг памятника, вокруг усадьбы - тоже памятник. Из-за этой усадебной земли из желающих купить ее выстроится очередь. Важно смотреть на доход от наследия не как на коммерцию, а как на способ помочь самим памятникам.

         - Что должно поменяться в общественном сознании, чтобы отношение людей к памятникам стало бережным?

         - У нас исчезло понятие малой родины. Сегодня многие состоятельные люди живут как бы в другой стране - в уютном европейском дизайне в самом городе. Или - за высоким забором и с охраной за городом.

         Проходя по Пушкинской площади, я часто слышу, как у москвичей спрашивают, где находится та или иная улица. Самый частый ответ: "Не знаю". Это производит сильное впечатление. К богатству, к власти прорвались люди с психологией молодого волка. Прошлого нет, будущее не определенно, настоящее агрессивно, значит - надо урвать.

         - По-вашему, у нас в стране живут одни варвары?

         - Не совсем так. В малых городах и областных центрах у людей гораздо сильнее ощущение малой родины, чем в Москве. Москва - чемпион безобразия. Даже в Питере ощущения гордости за свой город, улицы, памятники намного больше. Есть Иркутск, в котором формируется правильное общественное сознание по отношению к центру города - деревянному, но прекрасному. Самые большие враги деревянной застройки - пожарники. В Иркутске они союзники тех, кто хочет памятники сохранить. А под Нижним Новгородом вообще можно увидеть чудеса. Там на Волге есть такой городок, который называется Городец. Из города сделали игрушку, но без всяких признаков фальши. Привели в порядок весь центр, домики поправили, покрасили, подлечили, и деревянные, и каменные. С улиц убрали все провода, провели подземные коммуникации и поставили фонарики а-ля ХIX век. Это сказочно.

         - Вы верите, что с выходом "триколора" что-то реально изменится в обществе?

         - Здесь я пессимист. Общество не слышит. В Москве культ денег, они продавливают все. Надо обязательно выкопать ямку для монеты, чтобы из нее выросло дерево с золотыми ветвями, которое будет давать пятизвездочный доход... Но на периферии, наверное, будет некоторый резонанс. Это тоже немало.

     

    Поделиться