16.09.2003 12:57
    Поделиться

    Фигурнов: компьютеры это не страшно

         Компьютерная революция в России началась задолго до массового распространения Интернета. Массовые персональные компьютеры тогда было принято называть "IBM PC", и наиболее известным - пожалуй, даже знаменитым - учебником по ним был "IBM PC для пользователя" Виктора Фигурнова, первое издание которого вышло весной 1990 года. Затем книга перерабатывалась и дополнялась, и последняя версия была подготовлена в 1997 году. Суммарный тираж ее различных редакций составил более 3,5 миллиона экземпляров. Огромное число людей делали первые шаги по учебникам Фигурнова, поэтому, рассматривая проблему компьютерной грамотности, "Российская газета" обратилась с вопросами именно к нему.

         - Виктор Эвальдович, согласитесь ли вы с мнением, что причина угрожающе широкого распространения компьютерных вирусов - это "безразличие" пользователей? Обязаны ли они выполнять требования информационной безопасности: не открывать подозрительные приложения к письмам, пользоваться антивирусными программами?

         - Полагаю, что "безразличие" пользователей - это далеко не главная причина постоянно возникающих проблем с безопасностью в Интернете. Вы правы: пользователю не следует открывать непонятные файлы, прилагающиеся к непрошеным письмам. Но разве соблюдение этого правила и иных подобных правил гарантирует от заражения компьютера вирусом или кражи с него важной информации? Нет. Например, недавно появившийся интернет-червь msblast заражал компьютеры, работающие под управлением почти всех версий Windows, без всякой помощи пользователя. Пользователь мог просто просматривать какие-то страницы Интернета или скачивать почту - обычные письма в текстовом формате, - а его компьютер оказывался зараженным этим червем. Оказывается, червь использовал ошибку в реализации протокола удаленного вызова процедур в Windows. И пока операционные системы будут содержать подобные ошибки, все эти вирусные атаки не прекратятся.

         - Обеспечение информационной безопасности - задача ли это пользователя? Возможно, технические специалисты должны создать такую среду, которой можно было бы пользоваться, ни о чем не беспокоясь?

         - Безопасность корпоративных компьютеров - это прежде всего задача соответствующих технических служб. Но и пользователи должны принимать в этом участие, соблюдать рекомендации специалистов. А индивидуальные пользователи отвечают прежде всего за свой компьютер, и для обеспечения должного уровня безопасности они сейчас должны знать и делать довольно много. Например, пользователь домашнего компьютера хочет просто найти нужную ему информацию в Интернете, а оказывается, что для этого ему нужно настраивать операционную систему, пользоваться антивирусными и антитроянскими программами, установить файрволл, и т.д. Это требует знаний и усилий много больших, чем кажется разумным мне и большинству пользователей.     Все это очень напоминает ситуацию 30-40-летней давности с автомобилями. Тогдашние учебники для автоводителей более половины страниц уделяли не правилам или навыкам вождения, а устройству автомобиля, его ремонту и обслуживанию. Но постепенно надежность автомобилей становилась все выше, а количество сложных действий по ремонту и обслуживанию автомобиля, которые мог и должен был выполнять водитель, уменьшалась. И сейчас большинство водителей в лучшем случае могут заправить свой автомобиль бензином, поменять расходные жидкости и лампочки. Ну, еще заменить лопнувшее колесо или стеклоочистители. Все остальное - прерогатива производителя и автосервиса. Аналогичный процесс, несомненно, произойдет и с компьютерами, притом не более чем за 5, максимум 10 лет.

         - А как пока люди могут получать необходимые знания? Не должен ли молодой человек покидать школу, зная не только расположение континентов, но и как придумать хороший пароль?

         - Из книг, из Интернета и других источников. И если в школе будут рассказывать, как придумать хороший пароль, это будет очень здорово. Кстати, эта тема наверняка школьникам понравится.

         - С тех пор как вы создали первые учебники, компьютерная среда существенно изменилась - появился графический интерфейс, были локализованы операционная система и главные программы. Отпала ли или хотя бы уменьшилась потребность в самоучителях?

         - Нисколько. Ведь от того, что автомобили стали проще в использовании, потребность в учебниках и пособиях для водителей, атласах, путеводителях не исчезла. С компьютерами то же самое. Даже более того - пользователям компьютеров стали доступны десятки новых областей деятельности: компьютерная графика, обработка звука и видео, веб-дизайн и так далее. И в каждой этой области пользователю надо учиться. Да и в более традиционных областях возможности программ намного увеличились, и разобраться с ними самостоятельно пользователю непросто.

         - Можно ли сформулировать принципы компьютерной организации информации вне контекста конкретных систем? Так, чтобы можно было преподать основы еще в школе и прогресс не сделал бы полученные знания устаревшими?

         - Вне контекста конкретной реализации эти принципы описать не получится хотя бы потому, что абстрактные знания, без их конкретного практического применения, не усваиваются. Полагаю, что автору учебника или обучающей программы следует указывать, что является общими принципами, а что - особенностями их реализации в конкретной программе или изделии.

         - Ваши книги большое внимание уделяли описанию функций и "клавиш" конкретных программ, но в итоге читатель получал и общее представление об организации компьютера и его систем. Каков правильный баланс общих объяснений и конкретных инструкций?

         - Я считаю, что общих объяснений и мотивировок должно быть ровно столько, чтобы читатель смог применять конкретные инструкции осознанно, то есть понимая, что и зачем он делает.

         - Существует ли страх компьютера у взрослых, обучающихся его использованию?

         - У многих взрослых - да. Не у всех, конечно. Дети по отношению к компьютеру обычно чувствуют себя намного раскованнее, не боятся что-то сломать, пытаются экспериментировать.

         - И как вы обходили эту преграду в своих книгах?

         - Я старался не пугать читателей технической терминологией, жаргоном. Мотивировать читателей, рассказывая, зачем нужна та или иная программа или функция программы, и так далее. Вообще мне кажется, что ясный, понятный, логично построенный учебник или учебный курс - лучшее средство против подобных страхов.

    Поделиться