28.08.2003 15:59
    Поделиться

    Школы полного дня с нового учебного года

    Почему министр образования Владимир Филиппов поддержал идею школы полного дня



     

              - Владимир Михайлович, обычно говорят, что 1 сентября школы распахивают двери. А в скольких школах они в этом году закроются?

         - Мы приняли решение закрыть из-за аварийного состояния одну-две школы в каждом субъекте Федерации. Одновременно открываются 278 школ, и большинство из них - сельские. Во многих школах только что завершился капитальный ремонт. В общей сложности, что называется, "с иголочки" - 2 тысячи школ. Это 118 тысяч новых "посадочных мест". Но многие другие - действительно в очень запущенном состоянии.

         - Что в школах России в этом году будет в последний раз, от чего вы намерены отказаться?

         - Прежде всего, как мы надеемся, от небольшого количества часов на физкультуру, как сейчас. Невнимание к здоровью детей совершенно недопустимо, а итоги последней их диспансеризации просто ужасающие. Надо делать выводы, начиная с качества питьевой воды и заканчивая уроками физкультуры.

         - А готовы ли школы бороться за здоровый образ жизни детворы?

         - Мы поставим в этом году в школы новое спортивное оборудование и инвентарь. Теперь задача состоит в том, чтобы вместе с местной властью обеспечить дополнительную зарплату тренерам, учителям физкультуры. Чтобы спортзалы не пустовали. Они должны быть открыты до девяти вечера.
         Мне позвонил Президент и сказал: "Давайте восстановим систему спортивных соревнований хотя бы по основным видам спорта: футбол, баскетбол, волейбол. Начиная с классных команд и до федерального уровня." В эти дни впервые за последние 15 лет проводится Всероссийская спартакиада учащихся. Владимир Владимирович Путин сам готов приехать на финал, чтобы поддержать это движение школьников.

         - Недавно "РГ" опубликовала приказ министерства о введении договоров между родителями и школой на платные образовательные услуги. Это задело за живое многих читателей. Что стоит за подобным решением?

         - Это попытка вместе с обществом упорядочить систему сбора денег с родителей. Достаточно бюджетных денег на образование может быть либо при развитом социализме, либо при развитом капитализме. Ни то, ни другое нам с вами не грозит. Поэтому будем пытаться придать денежным отношениям в школе более цивилизованный характер. Будем стимулировать школы развивать внебюджетную деятельность, привлекать деньги за счет организации секций, кружков, предлагая их в том числе и на платной основе. Дети получат больше возможностей для занятий. А если кружок посещает много учащихся, то и затраты будут не столь велики, как в случае с индивидуалами.

         - Правда ли, что московские учащиеся будут теперь находиться в школе чуть ли не до девяти вечера?

         - Да, школы полного дня, которые есть во многих странах, мы теперь попытаемся организовать и у нас. Задача школы - не только обучение, но и воспитание. В том числе и после уроков. Москва пошла на такой эксперимент первой. И мы приветствуем эту инициативу.
         С 1 сентября в 218 столичных школах дети до обеда будут учиться, а после - заниматься любимыми делами: играть в футбол, рисовать, вязать, читать. Но все это - в здании школы.

         - Но они же будут уставать!

         - Конечно. И у нас остаются вопросы - например, об обязательности посещения послеобеденных занятий в таких школах. Еще одна проблема - заработная плата учителей. Иногда на периферии они имеют среднюю нагрузку по 12 часов в месяц. То есть они недозагружены, так как две трети школ в глубинке - малокомплектные. Так вот педагоги будут заниматься с ребятами во внеурочное время и добирать необходимые часы. Будет польза и детям, и занятым на работе родителям, и учителям, зарплата которых станет выше.

         - А ставки по внеурочной работе такие же, как обычно?

         - Дело в том, что пока это лишь эксперимент. В Москве пошли одним путем (кстати, здесь с 1 сентября зарплату учителям повышают на 30 процентов, и она составит в среднем 5750 рублей). В масштабах всей страны мы разрабатываем новую систему оплаты труда вне жесткой привязки к учебной нагрузке.

         - Существующая система школьных оценок вызывает серьезные нарекания. Почему в школах натягивают оценки? Вообще оценка - показатель знаний ученика или качества работы учителя?

         - Да, четверка в одной школе не равна четверке в другой. Фактически у нас действует не пятибалльная, а трехбалльная система, потому что двоек почти не ставят. Моя жена - учитель. Она хотела поставить двойки выпускникам в девятом классе, а ее заставляли исправить их на тройки, чтобы не снижать показателей. Поставили даже вопрос о ее увольнении. И она написала заявление, что просит уволить ее с работы по причине несоответствия занимаемой должности. После этого от нее отстали, потому что доказать такое несоответствие крайне сложно.
         Мы хотим предложить на суд учителей и широкой общественности другую шкалу школьных оценок. Но никаких революционных изменений в этом году не будет. Те перемены, которые готовятся в рамках нового стандарта школьного образования, ожидаются к 1 сентября 2006 года.
         Подробный отчет о совете экспертов будет опубликован в ближайшем номере "Российской научной газеты".

    Поделиться