28.08.2003 17:07
    Поделиться

    Активисты из пассива

        Очередную "прививку" с целью выработки предвыборного иммунитета решено было сделать представителям СМИ. Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК отправил небольшую группу журналистов для наглядного изучения предвыборных новшеств в один из "модельных регионов", где идущая сейчас полным ходом губернаторская кампания плавно перетекает в парламентскую. Чтобы не быть заподозренными в несанкционированной предвыборной агитации, обойдемся без конкретики: назовем это место большим городом Е. на реке И., столицей неодноименной области. Здешнее избирательное законодательство всегда числилось в "передовых", да и сейчас именно в этом благословенном регионе впервые опробуют новшества: от голосования по почте до новых взаимоотношений со СМИ.
         В новом законодательстве, на первый взгляд и по заверениям ЦИКа, не осталось никаких лазеек для черных пиарщиков, алчных кандидатов и прочей лихой публики. Ничего не подтасуешь. Никого не подкупишь (а покупая - изволь предъявить чек). Муха не пролетит мимо избиркома, копейка об пол не звякнет... Хочется, очень хочется верить во всю эту идиллию. Но что ж за бочка меда без ложки дегтя...
         Картину безнадежно портит зловредный и злонамеренный, но на редкость изобретательный "человеческий фактор". С избирательным правом, гарантированным Конституцией страны, он обращается весьма вольно. Особенно с его пассивной разновидностью - правом быть избранным. "Активно" голосующие, кроме одной-единственной даты выборов, никак и ничем себя не проявляют. Предполагают, что явка составит процентов 35-40. Зато "пассивные" соискатели власти крутятся как могут - и центробежная сила порой выносит их далеко за рамки и морали. Пассивное избирательное право, похоже, нанесло человеческой натуре не меньший ущерб, чем пресловутый квартирный вопрос.
         Вот, например, яснее ясного сказано в новых законах: агитацию в СМИ в пользу того или иного кандидата можно начинать не ранее чем за месяц до даты голосования. Не допускается распространение сведений, порочащих честь и достоинство...
         Включаем телевизор ранним утром. В новостной аналитической передаче обнаруживается следующий пассаж: "NN собрался взбаллотироваться в Госдуму. А за его "бабло" в депутаты пойдет также ММ. NN уже понял, что продвигаемый им кандидат Зыхарев-Бздыхарев до власти так и не дорвется...". Это дословно, с сохранением стиля оригинала. Канал, выдающий подобную "аналитику" в эфир, при этом вполне легален, финансово обеспечен и не лишен административного ресурса.
         Первая нормальная реакция - оторопь. Дальше по идее рука наблюдателя должна потянуться к перу и бумаге: недопустимые методы - клевета!
         А вот и нет. Как сообщили журналистам в местном избиркоме, с жалобами на этот и другие телеканалы к ним обращались не раз. Из 232 поданных реляций 215 касались работы СМИ. Составлено и направлено в суды 22 протокола. Судебные решения вынесены по трем. Толку чуть. Придраться к вымышленным, пусть и издевательски-похожим на реальные фамилиям героев репортажа невозможно. Против "эзопова языка" закон бессилен. Бедный Эзоп, знал бы он с какой тихой ненавистью произносят его имя в ХХI веке в общем-то мирные избиркомовские юристы. В городе 17 телеканалов, по вечерам в эфир выходит около 30 новостных выпусков. Ежедневно на стол комиссии ложится толстая пачка листов - итоги мониторинга СМИ (стоит такой анализ, кстати, 15 тысяч рублей в месяц). Но даже в случае, когда дело удалось довести до суда, претензии предъявлять бывает не к кому - редакторы оказываются в отпуске. Кроме того, нарушения правил агитации не повод для пересмотра итогов выборов. Пущай клевещут - получается так.
         Список грехов кандидатов словоблудием не исчерпывается. Журналистам продемонстрировали подшитые в толстую книжку подписные листы одного из кандидатов. Не надо быть графологом, чтобы увидеть: многие росчерки явно сделаны одной и той же рукой. У одного из кандидатов процент брака составил 40 процентов, у другого - все 60. Не было претензий у комиссии только к действующему губернатору, тоже зарегистрированному в качестве кандидата. Но в ответ на похвалы (мол, любо-дорого глядеть, листы подлинные, мятые, грязные, "видно, что с ними ходили от калитки к калитке") обозлились конкуренты и потребовали новой проверки - в облсуде. Там списки сейчас и пребывают. Фальсификаторам подписей по закону грозит штраф от 10 до 15 минимальных зарплат или три года тюрьмы (юрлицам - от 200 до 1000 МРОТ). В реальности они, увы, безнаказанны. Слишком долго доказывать причастность к конкретному подлогу конкретного сборщика (их общим числом тысяч тридцать).
         Отдельная головная боль избирательных комиссий - рекламные щиты, ролики и прочая наглядная агитация. По закону кандидат до официальной отмашки должен быть тих, как украинская ночь, и нем, как рыба в уральской реке И. Как бы не так. Один из кандидатов, например, основал детский благотворительный фонд имени себя, увесил город и область плакатами. На обвинения в незаконной предвыборной агитации, он легко оправдался: в ходе широкомасштабной рекламной кампании слова "кандидат", "выборы", "губернатор" и прочие термины из стоп-списка не упоминались. В довершение абсурда кандидат вчинил иск фонду имени себя за "незаконное использование" своей фамилии - и остался чист.
         Досрочная реклама - вещь удобная. Политические партии занялись ею давно. Есть и кустари-одномандатники. Сейчас по местному ТВ и с плакатов гражданам загадочно улыбается предприниматель Г., ратующий за "логику здравого смысла". Логика действительно есть: г-н Г. метит не в губернаторы, а в Думу, и, не произнося заветного слова "голосуйте", сам себя раскручивает, пока избирком не имеет права затребовать денежный отчет об использовании избирательного фонда в рекламных целях. "Ничего, вот начнется кампания, и тогда..." - мстительно произносят блюстители избирательных прав.
         Как водится, не обошлось в отдельно взятом под избиркомовскую лупу регионе без финансовых нарушений, эпитетов "мафия" в адрес команды соперника. Все как у людей. Вернее, как у кандидатов - люди-то наблюдают за происходящим далеко не так пристально, как это хочется политикам.
         - Вы включили местный телеканал на двадцать минут, и вам все стало ясно. Избиратели смотрят его ежедневно. По-вашему, они идиоты? - сказали в облизбиркоме московским журналистам. Избирательная комиссия, конечно, беззаконие неотмщенным не оставляет. Но основную ставку делает все-таки на "просвещение масс" и повышение общей культуры выборов. А своим сотрудникам в канун выборов проведут в местном техникуме деловую игру на предвыборные темы. Никакой агитации - чистая технология: как заполнять бюллетени, что делать, если забыл паспорт или отправился на отдых. Обучению подверглись и работники низовых избиркомов: им объясняли, как работать с наблюдателями, что делать, если участок грозят взорвать "телефонные террористы". Закрывать его и выносить бюллетени из здания нельзя - обвинят в подтасовках. На прошлых выборах к одной из школ, где проводилось голосование, подогнали... троллейбус - дабы продолжить голосование, не прерывая процесс. Правда, в сельских районах облизбиркому порой требовалось не ученых учить и гонять транспорт, а добиваться от энергетиков, чтобы в обесточенных за долги зданиях элементарно включили свет.
         Кого в избиркомах однозначно не любят, так это граждан, приходящих с угрозами не голосовать, если местные власти что-то для них сей же час не построят, не отремонтируют и т.д. Уступок не делают.
         - А вообще-то многие проблемы и излишний ажиотаж уйдут сами, когда мы перестанем любые выборы считать "судьбоносными". Когда волеизъявление граждан вместо скандального шоу и парада амбиций станет нормальной рабочей процедурой, - сказал журналистам глава одной из районных администраций все того же города Е.
         Прав был, между прочим.

     

    Поделиться