18.08.2003 16:45
    Поделиться

    "Прогулка" стала лучшей

    Главный приз кинофестиваля "Окно в Европу" получил фильм "Прогулка" Алексея Учителя

         Оценили. В Выборге "Прогулка" получила главный приз по разделу игрового кино, Алексей Учитель - приз за режиссуру, а очаровательная актриса "Мастерской Петра Фоменко" Ирина Пегова - приз за лучшую женскую роль. Интересно, что таким образом главный лауреат нынешнего года практически повторил судьбу победителя прошлогоднего фестиваля. Напомним: тогда Гран-при был вручен "Кукушке" Александра Рогожкина, точно так же "прокаченной" в Москве. И точно так же лучшей актрисой признана была игравшая главную героиню "Кукушки" Анни-Кристина Юссо (параллель можно продолжить еще и тем, что Ирина Пегова, так же, как и Анни Юссо, на киноэкране - дебютантка).
         Как угодно, но возникает впечатление, что в Москве как будто специально оставляют на заднем плане работы петербургских режиссеров, а в Выборге эти картины поднимают на щит, и после этого их начинают замечать все. Этакое разделение труда.
         Правда, если в прошлом году судьба первого места была понятна чуть ли не заранее, в этом конкуренция оказалась значительно серьезнее. В кулуарах поговаривали и о "Коктебеле" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского (в итоге фильм получил спецприз жюри за дебют), и о "А поутру они проснулись" Сергея Никоненко (второе место по Выборгскому счету). До самого последнего момента серьезнейшим конкурентом "Прогулки" считался "Бумер" Петра Буслова (спецприз жюри за дебют). Нельзя не отметить, что продюсер "Бумера" Сергей Члиянц, получая приз за всю группу, не скрывал своего разочарования.
         Еще за день до окончания фестиваля, ожидая победы фильма Алексея УЧИТЕЛЯ, я побеседовал с режиссером, сценаристом Дуней Смирновой и актрисой Ириной ПЕГОВОЙ.

         - Алексей Ефимович, как возник замысел картины?

         - Если честно, то я собирался после "Дневника его жены" делать совершенно другой фильм. И вдруг однажды, когда мы были в Доме кинематографистов в Репино (а там нам часто приходят в голову умные мысли), Дуня произнесла всего одну фразу: "Трое идут по Невскому полтора часа".

         - Причем мысль эта пришла мне в голову, когда я была за границей, - вступает в разговор сценарист, - шла по улице, смотрела вокруг, и мне представилась внезапно картина: девушка и два молодых человека просто идут по Петербургу. И за время этой прогулки проживают целую жизнь: любовь, дружбу, вражду, предательство. Все - за полтора часа.

         - Дуня, вы сценарий писали под данного режиссера?

         - Да, конечно. Я сразу же представляла себе, что делать картину будет Алексей. А вот чего я не представляла, так это того, как технически сложно будет снимать фильм, в котором герои так вот просто идут по городу.

         - Мы снимали все это одной маленькой камерой, на ходу, среди идущих по своим делам людей, - вспоминает Алексей Учитель. - Нет, конечно, можно было бы перекрыть Невский... Представляете себе такую картину? Я не про затраты, просто не было бы атмосферы такой легкости и искренности. Я вспоминаю, к примеру, как во время сцены обморока главной героини на площадке Исаакиевского собора люди бросались к Ирине и предлагали ей помощь.

         - Кстати, об обмороке. Это такие вещи, которые вылезают сами собой, - говорит Дуня Смирнова. - Я сама боюсь высоты. И когда оказалась с ребятами на верху Исаакия, то почувствовала, что я в этом месте точно упала бы в обморок. Вот Ольга у меня и упала.

         - Ира, - обращаюсь я к Пеговой, - а вам легко было играть роль Ольги? Вы на нее похожи? Точно так же морочите молодых людей?

         - По всякому случается. Бывает, что и морочу. В этом же нет ничего плохого. А вообще я ее хорошо понимаю. И играть было легко. Может быть, потому, что вообще у нас была очень хорошая атмосфера в группе. Ну просто все помогало работать.

         - Это ваша первая роль в кино. Дальше сниматься думаете?

         - Можно считать, уже снимается, - отвечает за Ирину Алексей Учитель. - Через неделю начинаем съемки новой картины "Предчувствие космоса". 1957 год, маленький портовый городок около Мурманска, судьба четверых обыкновенных людей. Так вот одну из двух главных женских ролей играет Ира. А одну из мужских - Женя Цыганов, ее партнер по "Прогулке".

         - Алексей Ефимович, а почему вы так любите снимать актеров из "Мастерской Петра Фоменко"?

         - Считаю, что это самый кинематографичный театр.

         - Почему же тогда на роль Всеволода вы пригласили не кого-нибудь из фоменковских, а Евгения Гришковца?

         - Знаете, финал у нас долго не складывался. Мы уже отсняли весь фильм до сцены ливня, а как закончить, какую точку поставить, все не знали. Писали, переписывали... Три месяца. И наконец нашли тот прием со столкнувшимися машинами, который вы видите в фильме. И вот тогда мне вдруг стало ясно, что тот человек, которого я прочил на роль жениха Ольги, не годится. А нужен нам именно Женя Гришковец. Конечно, он не актер, с ним было трудно. В итоге он так и сыграл Всеволода менее жестко, более интеллигентно, чем было задумано. Но что поделать, если он сам в жизни такой?
         Прокат фильма"Прогулка" Алексея Учителя начнется в сентябре. Тогда российские любители кино смогут посмотреть эту пронзительно-лирическую историю о любви. В чем-то жесткую, но при этом очень чистую, какой не так-то часто встретишь на современном экране.

     

    Поделиться