11.08.2003 09:51
    Поделиться

    Москва "фонит"

    Столько понадобится машин-пятитонников, чтобы вывезти весь годовой "запас" радиоактивного мусора.

     

         На днях закончилась радиационная эпопея в Тропаревском лесопарке, любимом месте отдыха горожан (в том числе и мое, поскольку живу рядышком). В ноябре прошлого года сотрудники "Радона" обнаружили в дальнем углу парка участок в 50 квадратных метров с радиоактивным фоном, в 25-30 раз превышающий допустимый. Тогда же начали дезактивацию, нынешним летом продолжили. Правда, при этом пришлось пожертвовать несколькими десятков деревьев, из-за которых даже разгорелся скандал с защитниками зеленых насаждений. И вот ленточка, огораживающая опасную зону, снята, территория обезврежена. Народ снова гуляет.

         В том же родном Юго-Западном округе, на улице Гарибальди, неподалеку от метро "Новые Черемушки" то и дело находят радиоактивные "сюрпризы". Только на территории будущего подземного гаража за последние три года службой радиационно-аварийных работ НПО "Радон" выявлено и обезврежено около 500 источников опасного излучения, вывезены и перезахоронены тонны радиоактивного грунта и строительного мусора. Еще один адрес: улица академика Анохина в новом районе Тропарево-Никулино-1. Здесь обнаружили около 50 очагов с максимальной мощностью дозы гамма-излучения 17 тысяч мкРч. при норме 15-20 мкРч.

         Вся эта радиоактивная грязь, ежегодно всплывающая на поверхность в десятках разных мест столицы, по мнению заместителя генерального директора по радиоэкологии и охране окружающей среды МосНПО "Радон" Олега Польского, тяжелое наследие нашего прошлого.

         "Раньше в Москве было множество оборонных заводов, научных институтов и лабораторий, работающих с радиоактивными веществами. Москва в этом смысле вообще уникальный город, ни в одной столице мира нет такого сосредоточения подобных предприятий. Отходы их деятельности оказывались на обычных свалках, позднее превратившихся в пустыри. Сейчас они бурно застраиваются. И теперь главная головная боль столичных радиоэкологов связана со стройками. От случайных опасных находок никто не застрахован. Но они вовремя обезвреживаются, поскольку по распоряжению столичного правительства все строительные работы ведутся под строгим радиационным контролем".

         Машинами вывозился зараженный грунт при строительстве Митино и других новых микрорайонов. На улице Маршала Рокоссовского, где намечается большое строительство, на месте бывшей свалки недавно тоже "зафонило". Приступили к "чистке".

         Может, и сегодня кое-кто еще порой, у кого нет денег на захоронения радиоактивного мусора, тайком сбрасывает его у себя под боком. "Оборонка" сократилась, но насоздавалось множество новых фирм и фирмочек, которые работают с источниками радиоактивного излучения и даже имеют свои реакторы. В 2001 году всего подобных предприятий насчитывалось 1772, а год спустя - 1900.

         Но "Радон" не дремлет. Такой системы радиоэкологического контроля, как в Москве, уверяет зам генерального, тоже нет нигде. И 10-летние наблюдения показывают, что радиационная обстановка в городе не только не ухудшается, а даже улучшается. Различные радоновские службы постоянно бороздят просторы столицы. Как-то выездная лаборатория натолкнулась на... троллейбусную опору, вернее, на исходящий от нее повышенный гамма-фон. Стали выяснять, откуда, что, сколько. Оказалось, что трубы для опор завозились из Ставропольского края уже отравленные радиацией.

         "Система мониторинга позволяет оценить внешнюю среду, обстановку в жилых и производственных помещениях. Выяснить, насколько москвичи защищены от невидимого врага, а заодно подсчитать, какую дозу за год оно накапливает", говорит Олег Польский. Оказывается, суммарная доза на человека примерно 2 милизиберта. Если эта цифра вам ни о чем не говорит, информируем: чтобы появились признаки лучевой болезни, нужно заполучить дозу, в 100 раз большую. Набрать ее в городе невозможно, уверяет Польский. Москва безопасна по радиационному фону. Но все равно цифра 2 - это как средняя температура по больнице. Иногда сами люди вольно или невольно находят приключения на свою голову, а также головы окружающих.

         Старушка с ампулой

         Однажды к сотрудникам службы радиологического контроля обратились жители одного из московских домов. Они заподозрили неладное после того, как у всех, живущих на одном этаже, враз случилась анемия, люди почувствовали недомогание. Дозиметры приехавших по вызову сотрудников "Радона" (кстати, подобные обследования они проводят бесплатно) запищали от "возмущения". Следы привели в квартиру старушки, там под подоконником обнаружили радиоактивную ампулу. Оказалось, умерший десять лет назад муж старушки когда-то работал в Курчатовском институте. Оттуда скорей всего и спер ампулу.

         К сведению москвичей-радиофобов: сам Курчатовский институт уже не представляет угрозы облучения. Во всяком случае территория за его забором. Радоновцы хорошо ее почистили, и сейчас вокруг института "нормальная, обычная обстановка. А показатели здоровья персонала даже лучше, чем у других". Может, и правда, радиация в малых дозах полезна? Историй с несунами, подворовывающими с работы "фонящие" предметы, тоже хватает. Принесут, спрячут в укромное место, и лежат там источники излучения годами, пока беда не постучится в дом. А один чудак откуда-то притащил домой целый баллон ртути. Может, хотел загнать кому-нибудь, да вовремя его специальная "ртутная" служба засекла. А ведь ртуть - смертельно ядовитый материал. Той, что в обычном градуснике, если его разбить, достаточно, чтобы отравить весь подъезд. А очистить от нее помещение чрезвычайно трудно.

         Совсем недавно в стене детского сада в районе Щукино обнаружили искусственный источник излучения. Как он туда угодил, неизвестно. Можно только предположить, что какой-то изотопный прибор случайно вывалился в бетон на предприятии, где изготавливали эти стены.

         Еще был случай, когда из мести директору одного из предприятий подложили источник, излучающий сильную радиацию. Ее же не видно, не слышно, она втихаря делает свое черное дело. Впрочем, подобное деяние уже квалифицируется как диверсия и проходит совсем по другой статье.

         Между прочим, по данным "Радона", больше всего мы облучаемся, проходя обычный медицинский рентген. Наша рентгеновская аппаратура сильно устарела, изотопы в ней не те, какие надо.

         И еще. Если у кого-то сохранились когда-то модные "светящиеся" часы, немедленно от них избавляйтесь. И вообще все приборы и предметы, которые светятся благодаря изотопной начинке, - долой. Только не на свалку или в мусорный контейнер - вызывайте специалистов. В них содержатся радиоактивные изотопы, которые будут светить всегда и везде, если их не обезвредить.

         Осторожно, газы

         Но самый большой вклад в дозу облучения вносит радон. Судя по статистке, более половины годовой дозы облучения среднестатистический москвич получает именно от него. Этот бесцветный газ, отличающийся повышенной радиоактивностью, вездесущ. Просачивается из почвы, прет из всех щелей, проникает в жилище. Где-то более активно, где-то менее. Москве, как показывают исследования специалистов, в этом смысле еще повезло по сравнению с другими городами, например Питером, Челябинском или Томском. Будь иначе, от принятия внутрь коктейля из радона и автомобильных выхлопов никакой специальной газовой камеры не надо. Но если вы увидите в своем доме человека в форме с надписью "Радон", не пугайтесь и не удивляйтесь: он проверяет, как тут у вас с радиационной обстановкой. "Мы привыкли связывать радиацию с деятельностью промышленных предприятий, и мало кто знает, что в помещении мы облучаемся гораздо сильнее. Особенно опасны подвалы, в которых расквартированы многочисленные офисы. Там как раз самая большая концентрация радона. Условия труда в этих подвальных офисах никому не поднадзорны и никем не нормируются, - говорит Олег Польский. Хорошо достает радон и жителей первых этажей. Живущим выше перепадает значительно меньше. До них газ, который в семь с лишним раз тяжелее воздуха, может добраться, только выделяясь из некоторых строительных материалов (советуем не увлекаться при ремонте отделочной гранитной плиткой, лучше тщательнее загерметизируйте швы в перекрытиях), и воду. Всего же содержание радона в воздухе помещений в прошлом году по сравнению с предыдущим годом выросло на треть. Специалисты пока не знают, чем это вызвано. Возможно, сумасшедшим засушливым летом. И что же нам делать? Да ничего особенного, успокаивает Олег Глебович, просто почаще проветривайте помещение. Стоит открыть форточку, как через несколько минут газ ускользнет на улицу.

         А как же метро? Оно ведь в подземелье, радона там, наверное, видимо-невидимо. Ничего подобного, разуверяют специалисты-радиоэкологи. Совместно с санврачами они специально исследовали нашу подземку и ничего "интересного" не обнаружили, никакой угрозы газовой атаки. Наверное, причина неважнецкого самочувствия многих пассажиров метро кроется не в радоне.

         Грибочки-ягодки

         Как лето, так у народа обостряется радиофобия, о чем свидетельствуют учащающиеся звонки граждан в "Радон". Значит, на рынках, обочинах дорог и возле метро начали продавать грибы и чернику. Поводов для беспокойства действительно хватает. Грибы сами по себе хорошие адсорбенты и даже в обычных условиях содержат радиоактивных веществ больше, чем любой другой продукт. А если их еще привезли черт знает откуда... Сейчас у "Радона" в самом разгаре ягодно-грибной сезон.

         С начала сезона поставки в столицу лесных даров сотрудники НПО "Радон" изъяли и вывезли на утилизацию более 300 килограммов радиоактивной черники, загрязненной цезием-137. Самая крупная партия ягод - 110 килограммов была конфискована на рынке возле станции метро "Теплый стан".

         В связи с этим городские власти призвали усилить радиационный контроль за ягодами и грибами не только санитарно-эпидемиологическим службам, но и префектурам. Окружным властям дано задание как можно шире обнародовать факты выявления опасных для здоровья плодов. К примеру, сразу после обнаружения радиоактивных ягод снимать на камеру торговца, место, где он торговал, и показывать нарушителя по кабельному телевидению.

         Если вы заподозрили радиоактивное загрязнение в своем доме или офисе, звоните по телефону 248-19-11.

    Поделиться