11.11.2000 18:13
Поделиться

На Камчатке политические страсти не уступают московским

На Камчатке политические страсти не уступают московским. Месяц назад здесь горячо обсуждали события, связанные с депутатом областного Cовета Георгием Грешных.

Вначале у него сгорел автомобиль. А спустя несколько дней депутат пропал и сам: неизвестные похитили его из автомобиля, когда он как раз направлялся в аэропорт, чтобы улететь в Москву, где собирался обнародовать компромат на нынешних властителей Камчатки. Местные СМИ, комментируя эти происшествия, разделились на два лагеря. Одни убеждали, что Г. Грешных травят и пугают, чтобы он не участвовал в губернаторских выборах.

Другие живописали, что все эти ЧП - пиаровские штучки, чтобы сделать из будущего кандидата в губернаторы известную личность, привлечь к нему внимание. - Удалось ли вам привести в Москву дискету с компроматом? - с этого вопроса и началась наша беседа с Георгием Грешных, когда он появился в столице. - Сразу вас разочарую. Компромат, который имеется в моем распоряжении, - это не какие-то суперсекретные материалы, о которых никто не знал. А вполне официальные справки проверок, которые в разное время проводились в области контролирующими федеральными органами.

Эти проверки вскрывали серьезнейшие нарушения в финансово-хозяйственной деятельности, называли конкретных виновников, но, как, к сожалению, у нас часто бывает, так и остались на бумаге. В свой приезд в Москву я и попытался получить ответы на вопросы, которые на Камчатке мне как депутату задают мои избиратели.

- И кого вы этими вопросами озадачили в столице?

- Госдуму, Счетную палату, Главное контрольное управление администрации Президента РФ.

- На все вопросы получили ответы?

- Ответы требуют времени, определенной проверки. Но взаимопонимание в московских кабинетах нашел.

- Камчатские газеты сообщали, что вы летите в Москву, чтобы устроить здесь пресс-конференцию в связи с компроматом.

- Я ведь не прокурор и не судья, чтобы обвинять кого-то публично. У нас есть соответствующие органы, которые этим обязаны заниматься. В их компетенции определять конкретных виновников и степень их вины.

- Ваши последние злоключения некоторые СМИ расценили как агрессивные пиаровские акции, чтобы сделать вас известным человеком.

- Я на Камчатке живу и работаю с 1974 года. Без лишней скромности скажу, что меня в области знают хорошо. Причем не только начальство, но и предприниматели, моряки, рыбаки, военные. Поверьте, я не нуждаюсь в такой дешевой известности, при которой люди говорили бы: а, это тот, у кого подожгли автомобиль. Как-никак, а я все-таки председатель союза "Наша Камчатка", в свое время входил как успешный предприниматель в элитный бизнес-клуб при Президенте РФ, как депутат возглавляю энергетическую комиссию областного Совета, член конституционно-правового и бюджетного комитетов. Все эти должности и так на виду, публичности мне и без всякого рода ЧП хватает.

- Вместе с тем вы все-таки намерены побороться за кресло губернатора.

- Точнее сказать, я хотел бы побороться не за кресло, а за то, чтобы жизнь в нашем далеком и суровом крае стала для населения лучше, богаче, теплее. Другими словами, чтобы мои земляки жили по-человечески. В прежние годы Камчатка, как и все районы Крайнего Севера, была окутана не только романтикой, но и вниманием государства. Люди сюда ехали не только за длинным рублем. Их встречали как героев, не боящихся трудностей. И я сюда приехал на этой героической комсомольской волне. А сегодня все о Севере забыли. И местные жители сегодня думают только о том, как выжить, будет ли свет в их домах, будет ли тепло, будут ли дети зимой ходить в школу. Благодатный край Камчатка со всеми своими богатствами, удивительной природой оказался для сотен тысяч людей неуютным холодным уголком России, из которого им никуда не уехать: многих из них никто и нигде не ждет, а у кого есть родственники на материке, у тех зачастую нет денег даже на билет. Посчитайте, авиабилет из Петропавловска-Камчатского до Москвы - 6800 рублей, а средняя зарплата у нас - 2500. Сколько нужно работать, чтобы купить билет в один конец?

 - Ныне действующий губернатор Владимир Бирюков отказался участвовать в предстоящих выборах. Разве это не демократический шаг со стороны нынешней власти в регионе?

- Этот шаг вынужденный. Ну скажите, кто из здравомыслящих людей будет вновь голосовать за губернатора, за восемь лет правления которого Камчатка в прямом смысле слова осталась без света и без рыбы. Но Владимир Бирюков в данном случае меньше всего заботится о демократических преобразованиях в регионе. Его главная задача - сохранить свою команду у власти, посадить в губернаторское кресло "своего" человека. Вот отсюда нынешняя обладминистрация и сочинила для предвыборной кампании убаюкивающую сказку о преемственности власти. Зачем, дескать, нам эксперименты, сохраним все как есть. Поэтому, сняв свою кандидатуру с предвыборного марафона, Владимир Бирюков тут же предложил вместо себя своего первого заместителя Бориса Синченко. Команду губернатора понять можно. Им хочется любой ценой удержаться у власти, оставить в своих руках или хотя бы передать в руки своих людей все финансовые, материальные и сырьевые рычаги распределения в регионе. Только зачем в этом случае свои личные интересы подменять преемственностью власти? И кому такая преемственность нужна?

Я понимаю, когда можно было бы говорить действительно о преемственности. Если бы дела в регионе шли в гору, если бы народ держался за свой край, свой дом, город, рабочее место. Тогда действительно преемственность необходима, чтобы сохранить все то, что было с большим трудом и большими сложностями наработано. Ведь если мы говорим о преемственности, то должны подразумевать стабильность власти. А стабильность власти - это не застой, а продуманное, рассчитанное и, главное, обеспеченное всеми ресурсами гарантированное движение вперед, то есть к лучшему, к лучшей жизни не начальников, не тех, кто сидит подле областной кормушки, а всего населения. Признаюсь, меня удивляет настойчивость, с которой моим землякам сегодня пытаются вбить в голову, что преемственность власти на Камчатке - это благо.

Давайте все-таки уточним: преемственность какой власти и для кого она благо? Во-первых, если нынешняя власть в течение достаточно длительного времени реально ничего не сделала для улучшения жизни камчадалов, а напротив, именно за эти годы создала условия, при которых богатства Камчатки распределялись в узком кругу, неравномерно и несправедливо. Когда руководители предприятий, рыболовецких флотов превратились в единоличных собственников этих предприятий и уже думают и заботятся только о собственных дивидендах, а не о своих работниках. То как после этого можно поверить, что в следующие четыре года эти господа вдруг озаботятся проблемами населения Камчатки и будут их решать гласно, открыто и справедливо, исходя из интересов каждого жителя полуострова? Во-вторых, что нынешняя власть региона имеет в активе? То есть, что она благодаря преемственности пытается сохранить, сделать стабильным? Может, то, что область несколько последних лет испытывает энергетический голод, практически оказавшись без света и тепла, в полном экономическом кризисе. Или провальную путину в этом году, когда оказались разоренными 90 процентов ее участников: практически все мелкие и средние рыболовецкие фирмы.

Или то, что население области ежегодно уменьшается, а 45 процентов камчадалов живут за чертой бедности. Показатели безработицы более чем в полтора раза превышают общероссийские. Пожалуй, только у нас все еще сохраняются 18-месячные задержки по зарплате. Только девять процентов учителей из 12,5 тысячи ушли в этом году в летний отпуск с деньгами. Практически за последние пять лет на Камчатке не заложено фундамента ни одного жилого дома. Идет медленная достройка многоэтажных долгостроев, количество новоселий в области уменьшилось в десять раз. Стройиндустрия жилья как отрасль ликвидирована. То же самое можно сказать и о лесозаготовке, о сельском хозяйстве, где остались буквально по одному-два леспромхоза и совхоза, которые держатся лишь на энтузиазме своих руководителей. Можно назвать еще немало фактов, свидетельствующих о полном запустении региона.

- Одним словом, ныне действующий губернатор покидает свое кресло полным банкротом?

- Банкротом скорее следует назвать Камчатскую область, которую до такого плачевного состояния как раз довели те, кто сегодня ратует за преемственность и стабильность власти. Такая преемственность, а уж тем паче "стабильность" Камчатке не нужна. Ей сегодня нужны новая власть, новые люди, которые имели бы свою экономическую программу, ориентированную на перспективу развития производительных сил, увеличение рабочих мест, чтобы люди получили возможность работать и зарабатывать, а не ждать пособия.

Которые за каждый бюджетный рубль наладили бы строгий спрос и не допустили бы, чтобы он попал в чужие руки. Чтобы распределение лимитов и квот было бы прозрачным и ясным. Короче говоря, чтобы новый губернатор больше заботился о людях, о своем регионе, а не о собственных карманах, компаниях и личных проблемах.