11.11.2000 00:04
    Поделиться

    Многодетная семья из Воронежской области предлагает уравнять права кровных и приемных родителей

    Трудно представить себе ощущения человека, только что ставшего отцом в девятнадцатый раз. Поздравляю Александра Васильевича с рождением дочери и вижу его немного уставшим, невыспавшимся, но, как всегда, бодрым, собранным, энергичным. Он не может позволить себе слабинки. Шишкину даже в шутку невозможно предложить "отметить" событие: он не пригубляет ни в будни, ни в праздники, просто на дух не переносит ни спиртного, ни курева, и так с самой молодости. У него, пожалуй, и нет других увлечений, кроме своей семьи, кроме своей любви к Елене и детям. Любви негромкой, застенчивой, не на показ, которая и выражается не словами, а каждым днем и часом непрерывного служения. А все-таки: девятнадцатый ребенок... Не притупляется ли с каждым разом радость встречи с неизведанным, существом новоявленным, но уже родным и бесконечно близким? С женой, вновь одарившей тебя всеми переживаниями молодости? Все те же волнения и тревоги или воспринимается теперь все гораздо спокойнее и будничнее?

    - Знаешь, - говорит Александр, - привыкнуть к этому невозможно. Может быть, я такой человек, но всякий раз переживаю все заново. Ведь если бы не было радости, желания, так и дети бы не рожались. В самом деле, не по разнарядке же заводят Шишкины девятнадцатого, не ради же эксперимента или славы.

    "Бог дает, вот и рожаем", - заметила в разговоре Елена, сделав ненужными всякие досужие расспросы на этот счет. А вообще-то большие, крепкие семьи - традиция крестьянского рода Шишкиных. У Александра Васильевича девять сестер и братьев, теперь у большинства из них тоже по семь-девять детей. А всего крона ветвистого дерева раскустилась в новом поколении почти семьюдесятью побегами. Да и у родителей Елены детей было пятеро. Поэтому, когда поженились 24 года назад, настрой молодых определился сразу. И какое же пришлось им пережить потрясение, сколько черных дум передумать из-за того, что первые два года по неведомым причинам не слал Бог детей! Попадаешь теперь в дом к Шишкиным - и ходишь, образно говоря, по колено в детях. Выбегает навстречу трехлетняя Маринка, на загляденье хорошенькая, и без устали лепечет, все о чем-то старается мне рассказать на своем детском языке. Еще недавно она была самой маленькой. Потом преимущественное право сидеть на коленях у мамы и пользоваться особенной общей любовью перешло к Диме. Впрочем, и он уже, гляжу, на своих ногах. А те, что постарше - Таня, Катя, Павлик, Светлана - ведут себя посолиднее, в разговор взрослых не вмешиваются, сидят, слушают. И что удивляет меня всякий раз: в такой ватаге всех возрастов никто не шумит, не капризничает, не добивается внимания для себя. При этом не скажешь, что какие-то робкие тихони, нет, всегда готовы и приласкаться, и поговорить, и поддержать игру. Просто доброжелательные и воспитанные.

    - И как это вам удается? - спрашиваю Елену Георгиевну. - В иных семьях и с одним-то чадом никакого сладу.

    - Знаете, у нас таких вопросов с воспитанием просто не возникает, - следует ответ. - Каждый же с рождения видит, что он тут не один, что надо считаться с другими. Все само собой образуется, если любить друг друга. Они сами себя воспитывают...

    Так надо ли удивляться, что и в школе, и на улице ни одного из Шишкиных не назовут хулиганом, никто из старших парней не подхватил сигарету, не потянулся к рюмке. Теперь у первенца Алексея уже своя семья и полугодовалый сын Саша. Нашла свое счастье и старшая дочь Валентина, уехала с мужем в Тамбов. А второй сын Евгений служит в армии. К посильному труду Шишкины приучаются с раннего возраста. Старшие, подрастая, становятся опорой для младших. Загруженность матери, думаю, в объяснениях не нуждается. Александр Васильевич, водитель пожарной машины на нефтеперекачивающей станции, работает двенадцатичасовыми сменами. Зарплата - полторы тысячи. Фактически ее хватает только на хлеб (девять-десять буханок в день уходит!). Каждый месяц требуется мешок сахара, килограммов по сорок - пятьдесят макарон и крупы. Расходная часть семейного бюджета, как видим, явно превышает доходную. Как и большинство крестьянских семей, Шишкины находятся на самообеспечении. Только картошки нынче сажали целый гектар, накопали около четырехсот ведер. Приусадебные восемьдесят соток на весь год обеспечивают семью овощами.

    "Летом всем "колхозом" пашем, дел невпроворот - огород, картошка, сенокос", - говорит отец. Есть и собственная "ферма" - две дойные коровы, два теленка, десяток поросят, куры.

    Старшими скотниками числятся 13-летний Денис и погодок Саша. Сергею десять лет, Васе девять, но на них лежит кормопроизводство для животных, благо воинская часть когда-то подарила походную солдатскую кухню. Оля и Наташа заняты дойкой. Так что молоко, творог, сметана - от своих буренок. Масло, колбаса, сладости, конечно, на столе бывают нечасто. Хорошо еще, что в местной школе в Масловском - а у Шишкиных ныне семеро школьников - детвору кормят бесплатными обедами. Хлеб на столе хоть и главная забота, но не единственная. Сколько требуется быстро растущим мальчишкам и девчонкам одежды, школьных принадлежностей, игрушек, хотя бы и самого простого спортивного инвентаря! А тут и детские пособия не всегда выходит получить вовремя, опять накопилась годовая задолженность. Правда, к началу учебного года районная администрация выдала по четыреста рублей на каждого школьника. А предприятие, на котором трудится Александр, взяло на себя оплату коммунальных расходов. "Коттедж" казенной постройки кому-то мог бы показаться вполне вместительным - шесть комнат общей площадью 86 квадратов, но для Шишкиных тесноват, как курятник. Приходится ставить двухъярусные кровати. Домашние уроки ребята делают по очереди за единственным письменным столом. А малышне негде поиграть, порезвиться. Вот и задумал отец расширяться, поставить пристройку с игровыми комнатами. Стройка длится уже два года, но до новоселья еще далеко. Коротко причину долгостроя можно назвать одним словом: недофинансирование. Вообще-то, по моим данным, в Воронежской области около сорока семей имеют по десять-одиннадцать детей, еще восемьдесят - по восемь-девять. Конечно, далеко не все родители похожи на Шишкиных. Есть и такие, что действительно, по народному присловью, "плодят нищету", бездельничают, пьянствуют. Но все они, так или иначе, бедствуют, нуждаются в социальном патронаже. И дети "в плохих" семьях даже больше, чем "в хороших". Вот и надо хотя бы приравнять кровных родителей к приемным, которым по закону при определенном числе детей положены государственная зарплата и другие льготы. Мы как-то подсчитали с Александром Васильевичем, что воспитывай они с Еленой не своих родных ребятишек, а приемных чужих, то получали бы от государства на такой "семейный детдом" по 23 тысячи рублей ежемесячно. А на своих, выходит, ничего не положено? Парадокс, да и только. А ведь, казалось бы, при нашей-то демографической ситуации как еще надо поддерживать людей, подобных Шишкиным!

    - Прекрасно понимаю, что учеными и артистами они у нас не станут, нет для этого условий, - размышляет Александр Васильевич. - Но вот трудолюбивыми и честными должны быть. И у наших родителей все такие, работящие и надежные.

    И еще несколько вопросов наших читателей Александру и Елене Шишкиным:

    "Дорогие Елена и Александр, скажите честно, вы планировали такое количество детворы или получается само собой? Ждать ли продолжения?"
    Галина ВЕРХОЗИНА. Курган".


    Александр:
    В семье моих родителей десять детей. Мы с Леной ничего не планировали, никого не стремились удивить. Просто с благодарностью принимаем каждого посланного нам ребенка. А насчет продолжения... Как Бог даст...

    "Слышал, что Шишкины строят новый большой дом. В наше-то время и при таком семействе? Откуда берутся средства? Тут вот с двумя детьми еле сводишь концы с концами. Николай КИЗЮН. Краснодар".


    Александр:
    Конечно, наш дом много скромнее, чем коттеджи у "новых русских". Но я бы назвал его всенародной стройкой. По части материалов помощь оказали некоторые воронежские предприятия, назову механический завод, завод керамических изделий, помогли денежными средствами областная и районная администрации, отдельные предприниматели. Однако не надо думать, что все получаем на блюдечке. Приходится много работать самому, привлекать родственников и знакомых. Спасибо всем добрым людям. "Можно ли любить всех детей, когда их так много? Есть у вас любимчики или ко всем вы относитесь одинаково? Анна ЩЕРБАТЫХ. станица Клетская, Волгоградская обл.".

    Елена:
    Каждого любишь по-своему. Но, конечно, больше заботы и нежности получают самые маленькие, и не только от нас, родителей, но и от старших сестер и братьев. А если у вас еще есть вопросы, то вот вам адрес Шишкиных: 396333, Воронежская обл., Новоусманский район, гпз Масловское, ул. Школьная, д. 24.

    Поделиться