Итак, во время проведения учений Северного флота не вышла на связь атомная подводная лодка "Курск". Как сообщили в пресс-центре ВМФ, из-за технических неполадок реактор на лодке был заглушен, а сама субмарина легла на грунт на глубине 170 метров.
В принципе для современной атомной лодки такая ситуация не катастрофична - экипажи АПЛ даже отрабатывают такой тактический прием, как засада из положения лежа на грунте. К тому же прочность корпуса лодки, изготовленного из маломагнитной стали, позволяет выдержать давление забортной воды на глубине и в пятьсот метров.
Однако ситуация может осложниться в любой момент, и поэтому к месту аварии вчера было стянуто около десяти кораблей и судов Северного флота, а самой спасательной операцией руководил командующий СФ адмирал Вячеслав Попов - один из самых опытных подводников России, за плечами которого двадцать пять автономок и не одна экстремальная ситуация. Не стоит сомневаться, что адмирал Попов примет самое оптимальное решение в этой драматичной ситуации.
Дело осложняется тем, что выключена главная энергетическая установка, а это значительно осложняет действия команды по спасению субмарины. Неясно пока, из-за чего не сработала система аварийного всплытия. В случае возникновения критической ситуации включается экстренное продувание цистерн, и лодка выпрыгивает на поверхность, как поплавок. Впрочем, на многоцелевых АПЛ типа "Антей", к которому относится "Курск", существует специальная спасательная камера, позволяющая спастись всему экипажу даже с запредельной глубины погружения. Этот способ выхода на поверхность, как говорится, последняя соломинка экипажа, когда становится очевидным, что других способов эвакуации или подъема лодки нет. Возможна также подача воздуха с надводного корабля-спасателя и принудительное продувание цистерн или аварийных отсеков.
Причины подобных аварий стандартны: ошибки в проекте лодки (по отношению к "Антеям" это почти исключается, так как подобные АПЛ многократно доказывали свою высочайшую надежность), техническое состояние самого корабля ("Курск" - лодка почти новая, в эксплуатации находится всего шесть лет), наконец, профессиональная выучка экипажей. К сожалению, Россия потеряла ряд центров по подготовке подводников-атомщиков, и это не могло не сказаться на качестве профессионализма.
Есть еще одна причина такого рода аварий - столкновение с иностранной подводной лодкой, предположительно американской. Такие случаи в Баренцевом море бывали неоднократно. Субмарины стран НАТО фактически постоянно осуществляют слежение за российскими подлодками в наших территориальных водах. И в момент масштабных учений такая разведывательная активность значительно усиливается.
По заявлению командования флота, на борту многоцелевой ядерной субмарины в момент аварии не находилось никаких ядерных боеприпасов. Напомним, при аварии АПЛ "Комсомолец" на дно Баренцева моря ушло и несколько торпед с термоядерными боевыми частями.
Как нам стало известно из компетентных источников, связь с АПЛ "Курск" установить удалось только на уровне перестукивания условными сигналами. Ситуация складывается довольно драматично. Одна из лодок, участвовавших в учениях, зафиксировала сильный гидравлический удар в точке нахождения "Курска", а это говорит о возможном затоплении как минимум одного из отсеков.