14.08.2000 23:55
    Поделиться

    Подводный крейсер "Курск" терпит бедствие

    Такой тяжелой аварии на нашем Военно-морском флоте не случалось вот уже 11 лет... 13 августа в Баренцевом море лег на грунт, заглушив реакторы, атомный подводный крейсер "Курск". Командует им капитан 1 ранга Геннадий Лячин. В десяти отсеках борются за жизнь и корабль более ста тридцати человек. Хочется верить, что все они живы, что всех их спасут...

    Итак, во время проведения учений Северного флота не вышла на связь атомная подводная лодка "Курск". Как сообщили в пресс-центре ВМФ, из-за технических неполадок реактор на лодке был заглушен, а сама субмарина легла на грунт на глубине 170 метров.

    В принципе для современной атомной лодки такая ситуация не катастрофична - экипажи АПЛ даже отрабатывают такой тактический прием, как засада из положения лежа на грунте. К тому же прочность корпуса лодки, изготовленного из маломагнитной стали, позволяет выдержать давление забортной воды на глубине и в пятьсот метров.

    Однако ситуация может осложниться в любой момент, и поэтому к месту аварии вчера было стянуто около десяти кораблей и судов Северного флота, а самой спасательной операцией руководил командующий СФ адмирал Вячеслав Попов - один из самых опытных подводников России, за плечами которого двадцать пять автономок и не одна экстремальная ситуация. Не стоит сомневаться, что адмирал Попов примет самое оптимальное решение в этой драматичной ситуации.

    Дело осложняется тем, что выключена главная энергетическая установка, а это значительно осложняет действия команды по спасению субмарины. Неясно пока, из-за чего не сработала система аварийного всплытия. В случае возникновения критической ситуации включается экстренное продувание цистерн, и лодка выпрыгивает на поверхность, как поплавок.  Впрочем, на многоцелевых АПЛ типа "Антей", к которому относится "Курск", существует специальная спасательная камера, позволяющая спастись всему экипажу даже с запредельной глубины погружения. Этот способ выхода на поверхность, как говорится, последняя соломинка экипажа, когда становится очевидным, что других способов эвакуации или подъема лодки нет. Возможна также подача воздуха с надводного корабля-спасателя и принудительное продувание цистерн или аварийных отсеков.

    Причины подобных аварий стандартны: ошибки в проекте лодки (по отношению к "Антеям" это почти исключается, так как подобные АПЛ многократно доказывали свою высочайшую надежность), техническое состояние самого корабля ("Курск" - лодка почти новая, в эксплуатации находится всего шесть лет), наконец, профессиональная выучка экипажей. К сожалению, Россия потеряла ряд центров по подготовке подводников-атомщиков, и это не могло не сказаться на качестве профессионализма.

    Есть еще одна причина такого рода аварий - столкновение с иностранной подводной лодкой, предположительно американской. Такие случаи в Баренцевом море бывали неоднократно. Субмарины стран НАТО фактически постоянно осуществляют слежение за российскими подлодками в наших территориальных водах. И в момент масштабных учений такая разведывательная активность значительно усиливается.

    По заявлению командования флота, на борту многоцелевой ядерной субмарины в момент аварии не находилось никаких ядерных боеприпасов. Напомним, при аварии АПЛ "Комсомолец" на дно Баренцева моря ушло и несколько торпед с термоядерными боевыми частями.

    Когда верстался номер

    Как нам стало известно из компетентных источников, связь с АПЛ "Курск" установить удалось только на уровне перестукивания условными сигналами. Ситуация складывается довольно драматично. Одна из лодок, участвовавших в учениях, зафиксировала сильный гидравлический удар в точке нахождения "Курска", а это говорит о возможном затоплении как минимум одного из отсеков.

    Поделиться