24.07.1998 23:11
    Поделиться

    Тонущее в долгах Камское речное пароходство стало "спасательным кругом" ловкому предпринимателю

    Тонущее в долгах Камское речное пароходство стало тяжким грузом для казны и... спасательным кругом ловкому предпринимателю, сумевшему прибрать в свои западные фирмы лучшие теплоходы вместе с валютной выручкой.

    Вопреки нормам российского законодательства Камское речное пароходство за последние годы не возвратило в страну около трех миллионов американских долларов и свыше полумиллиона немецких марок. Часть этих денег осела на счету фирмы "Антонов Канада корпорейшн", основанной за океаном нынешним генеральным директором пароходства Михаилом Антоновым. Его же зарубежные частные фирмы завладели самыми новыми на Каме пассажирскими и грузовыми судами. А обобранное пароходство тянут теперь в омут разорения оставленные неподъемные долги.

    На валютных плесах

    До начала реформ Камское речное пароходство считалось вторым в Советском Союзе, уступая только Волжскому по объемам перевозок пассажиров и грузов. В навигацию-97 былые показатели оказались меньше в десятки раз. Впрочем, и предприятие теперь уже не то, что прежде. Приватизация раздробила цельный организм на 14 акционерных обществ - портов, судоремонтных заводов и прочих производств. Собственно флот вскоре оброс огромными долгами, в том числе бюджетными.

    Казалось бы, хозяевам и руководителям столь убыточного предприятия впору идти по миру с сумой. Однако кое-кто из них, напротив, решил извлечь личную выгоду из экономического бедствия уральских речников.

    "Антонов М.А., являясь владельцем акций открытого акционерного общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство", членом совета директоров этого общества и одновременно учредителем и руководителем фирмы "Антонов Канада корпорейшн", зарегистрированной в г. Виннипеге (Канада), в августе 1996 года разработал план, согласно которому средства в иностранной валюте, вырученные... по различным гражданско-правовым договорам с иностранными и российскими юридическими лицами, будут перечисляться на счет фирмы "Антонов Канада корпорейшн" с целью дальнейшего их использования по своему усмотрению", - говорится в материалах уголовного дела о невозвращении из-за границы валюты в крупном размере.

    Расследование, проведенное региональным управлением ФСБ по Пермской области, назвало этого 35-летнего господина организатором и непосредственным участником масштабного экономического преступления против России. Прежний генеральный директор, а ныне председатель совета директоров пароходства 61-летний Леонид Югов уличен как исполнитель. Их криминальная лоция была незатейливой.

    Следуя командам своего лоцмана, рулевой Югов умышленно не выполнял обязанности по возвращению валюты, вырученной камскими речниками за экспорт своих услуг. Хотя в договорах с партнерами из США, Дании, Ирландии, Мальты предусматривалось, согласно букве закона, перечисление денег пароходству в уполномоченный российский банк - на деле расчеты выполнялись по письмам-распоряжениям. В этих бумагах Югов указывал счет частной фирмы Антонова, открытый в Канадском имперском банке коммерции. Только в течение осени 1996 года и зимы 1997 года фирма "Антонов Канада корпорейшн" получила таким образом 299 тыс. 504 доллара 38 центов, причитающихся от партнеров Камскому пароходству за аренду теплоходов, перевозку туристов и грузов, продажу туристических путевок.

    Однако с 1 января 1997 года, когда была введена уголовная ответственность за невозврат валюты из-за границы, подобные проделки стали предметом особого внимания российских спецслужб. Казенный интерес объясняется просто. Ведь половину валютных сумм, поступающих экспортерам, уполномоченные банки обязаны продать государству. Это один из самых верных источников пополнения валютных запасов страны. Значит, любая вольница недопустима. Расследование показало масштаб утечек валюты из Камского речного пароходства. На Западе до введения уголовной ответственности за подобные махинации осталось 2 миллиона 650 тысяч 565 американских долларов и 544 тысячи 544 немецкие марки. Плюс к ним - те почти 300 тысяч долларов, что осели в канадской фирме Антонова.

    В ходе следствия пермская контрразведка добилась возвращения на счет пароходства без малого 230 тысяч долларов, то есть всей суммы ущерба, нанесенного Юговым и Антоновым за первые месяцы 1997 года. Поскольку Уголовный кодекс в данном случае обратной силы не имеет, расплачиваться сполна за прежние прегрешения своего начальства придется пароходству - по штрафам за нарушения валютного законодательства.

    Вряд ли сие сильно печалит Антонова, этой весной занявшего кресло генерального директора Камского речного пароходства. Как совладелец многочисленных других российских и западных фирм лично он не потерял ни цента, ни пфеннига.

    Паруса - на оффшорный Кипр

    Если уголовное дело в отношении Югова недавно было прекращено по амнистии (как-никак награжден медалью "Ветеран труда"), то Антонов миновал скамью подсудимых "вследствие изменения обстановки". В постановлении о прекращении уголовного дела говорится: "Антонов М.А., осознав меру ответственности за содеянное и желая возместить причиненный ущерб, самостоятельно оказав помощь следствию и возвратив средства в иностранной валюте на счет пароходства в уполномоченный банк, перестал быть общественно опасным". Оба обвиняемых согласились с такими выводами, наверное решив, что легко отделались.

    В паруса подельников пока дует попутный ветер. Например, приказом по пароходству объявлен состав флота в навигацию-98. Из обширного перечня в 359 судов и другой плавучей техники за самим пароходством не числится ничего. Все передано либо в доверительное управление, либо в уставный капитал фирм, контролируемых Антоновым. Флагман пассажирского флота теплоход "Владимир Маяковский", построенный на верфи в Германии, уже числится в уставном капитале совместного предприятия "Kama One Shipping Co. Ltd". Два других его белоснежных собрата - "Федор Достоевский" и "Дмитрий Фурманов" Цотданы во владение совместных предприятий "Kama Two Shipping Co. Ltd" и "Kama Three Shipping Co. Ltd". А есть еще "Kama" с порядковым номером "Four" (четыре) и так далее. Это уже грузовой флот из современных судов класса "река - море".

    Учредителями сразу 14 таких фирм, зарегистрированных в оффшорной зоне на Кипре, выступили Камское речное пароходство (85 процентов уставного капитала) и "Антонов Канада корпорейшн" (15 процентов). Руководит учредителями одно лицо - Михаил Антонов. По оценкам специалистов, три лучших на Каме пассажирских теплохода, курсирующие сейчас с туристами между Москвой и Санкт-Петербургом, способны дать за навигацию полтора миллиона долларов чистой прибыли. Камский грузовой флот, прибранный в совместные предприятия, ежемесячно сулит 200 тысяч долларов. В отличие от рек России, где навигация ограничена морозной зимой, грузовые суда трудятся за границей в теплых морях круглый год.

    Даже просто контролировать столь мощные финансовые потоки - это удача. А иметь с них еще и хозяйскую прибыль - двойная. Так в чем же секрет подобной везучести господина Антонова, некогда начинавшего бизнес в Перми с заурядной торговли?

    В мутной воде

    В начале 90-х имя Антонова стало известным в Перми благодаря рекламе магазинов "Антэкс". Затем в этих торговых точках показное изобилие сменилось запустением. Сам глава фирмы куда-то исчез. Говорили, что уехал в Канаду. Затем он вновь объявился в Перми, создав вместе с оборонным научно-производственным объединением "Искра" частную фирму "Амис". Новая вывеска, похоже, и позволила выйти на иной уровень бизнеса.

    Имея менее 16 процентов акций Камского речного пароходства, Антонов предложил московскому и пермскому начальству речников избавить флот от долгов простейшим способом. Для чего его фирма "Амис" и пароходство учредили ООО "Камская судоходная компания". Как свою долю пароходство передало этой компании грузовой флот внутреннего плавания из сотен судов (90 процентов уставного капитала). А все пассажирские и туристические теплоходы были ей отданы в доверительное управление. Вскоре новоиспеченный президент Камской судоходной компании Антонов, получивший в распоряжение имущества на 410 миллиардов "старых" рублей, заявил:

    - Вопрос о создании новой структуры, а позже и о принципах управления достаточно долго обсуждался с руководителем Минтранса РФ Николаем Цахом, его заместителем Николаем Смирновым, представителем Госкомимущества Михаилом Щиловым и местными властями. И я очень благодарен им за их прозорливость, умение поддержать инициативу молодых, оценить жизнеспособность моего проекта. И то, что мы сегодня существуем, трудимся, есть и их немалая заслуга".

    Новая компания взяла курс под красивым флагом погашения тех долгов, что накопило пароходство. К началу 1997 года суммарная задолженность достигала 115 миллиардов рублей, из которых около сорока процентов приходилось на недоимки перед казной и внебюджетными фондами. Спустя время приходится отмечать - "живых" денег кредиторы так и не дождались. Погашено лишь около десяти процентов былых долгов, но исключительно взаимозачетами. Зато общая недоимка за счет пени увеличилась к 1 апреля 1998 года почти вдвое, зашкалив за 227 миллионов "новых" рублей. Примерно треть этой суммы - обязательные платежи.

    Собственно, этого и следовало ожидать при трезвом взгляде на положение. Еще в декабре минувшего года, когда стали известны итоги стартовой навигации Камской судоходной компании, комиссия под председательством первого заместителя губернатора Геннадия Тушнолобова пришла к однозначному выводу. Передав новой структуре все основные средства, которые могут приносить доходы, Камское речное пароходство "потеряло всякую возможность работать и расплачиваться... произошел умышленный уход от долгов". Отметив, что руководство речного пароходства и судоходной компании не представили в территориальное агентство по делам о несостоятельности и банкротстве схему погашения задолженности, комиссия решила обратиться в областную прокуратуру. Цель - рассмотреть законность передачи имущества от пароходства-недоимщика в чужое владение.

    Однако пар ушел в свисток. "Живые" деньги текут в частные кубышки, в изобилии созданные Антоновым за рубежом. Это он, уличенный в криминале с валютой, по-прежнему командует парадом. Между тем, более 32 процентов акций обобранного Камского речного пароходства принадлежит государству Российскому - в лице областного комитета по управлению имуществом и областного фонда имущества. Надо ли теперь удивляться пустой казне, если попустительство московских и пермских чиновников в данной истории очевидно?

    Давно минули времена ушкуйников, в старину разбойничавших на Каме-реке. Но ушлые люди, как видно, не перевелись. Без боя они завладели всем камским флотом. И собирают щедрую дань полной мерой.

    Михаил ЛОБАНОВ

    Поделиться