01.01.2012 11:00
    Поделиться

    На экраны вышел фильм "Девушка с татуировкой дракона"

    2 января кинопремьера фильма Дэвида Финчера "Девушка с татуировкой дракона", в котором главные роли исполнили Дэниел Крейг и Руни Мара

    Картина "Девушка с татуировкой дракона" - экранизация мирового бестселлера шведа Стига Ларссона. Эта книга уже пережила одно воплощение на большом экране в фильме шведа Нильса Ардена Оплева в 2009-м году. Та картина благополучно канула в Лету, прошла практически незамеченной, а вот к фильму Дэвида Финчера внимание было приковано еще на стадии кастинга и съемок. Отчасти потому, что это Финчер, а уж он-то умеет снимать триллеры даже основываясь на сценариях, где главное - диалоги ("Социальная сеть"), не говоря о сценариях, суть которых - этимология насилия ("Семь"). С другой стороны аудиторию привлекла и информация о том, что Микаэля Блумквиста - журналиста, специализирующегося на финансовом криминале, сыграет Дэниел Крейг, а социопатку-хакера Лисбет Саландер - Руни Мара, звезда которой сейчас восходит в Голливуде. 

    Книга Ларссона - произведение визуальное и кинематографичное. Действие развивается динамично, сцены идут параллельно, герои прописаны детально. Дэвид Финчер, хоть и открещивается от того, что следовал букве романа, но экранизировал книгу Ларссона так, что читавшим роман покажется, что они это кино уже видели. Параллельный монтаж обеспечивает необходимый темп, который задает еще и заглавная композиция Immigrant song в исполнении Nine Inch Nails, индустриальные шумы которой становятся и музыкальной темой Лисбет Саландер.

    Актеры у Финчера четко попадают в персонажи романа, даже Швеция, до этого ни разу не виденная Финчером, снята так, словно он сам вырос на пронизывающем ветру и хорошо знаком с этим спокойствием, скрывающим ужасную тайну. Хоть действие большей частью локализовано на шведском северном острове, где среди членов семьи богатых промышленников Блумквисту и Саландер предстоит вычислить убийцу, но повествование строится таким образом, что зрителю открывается и жизнь Блумквиста и его характер, и замкнутый мир Лисбет Саландер. У голливудского режиссера Финчера герои даже курят так же много, как и в книге Ларссона, который и сам был заядлым курильщиком.

     

    Крейг рассказывал, что для съемок ему пришлось немного прибавить в весе, чтобы его Блумквист походил на журналиста, который много времени проводит за письменным столом. Но из книги известно, что Микаэль Блумквист был не только журналистом, но и офицером армии, привыкшим поддерживать себя в форме. Так что спортивная фигура Крейга оказывается кстати. Руни Мара - та и вовсе получилась идеальная Лисбет Саландер. Стиль и психотип героини в фильме совпал с тем, что подробно изложено Ларссоном в романе. Лицо с выбеленными бровями и без эмоций, в кадре - то отталкивающая, то завораживающая девушка-панк, от которой так и ждешь неприятностей, но которая умеет быть более искренней, чем монашка за молитвой. Мара в роли Саландер напоминает солистку шведской рок-группы The Cardigans Нину Перссон, со "шведским" типом лица Финчер угадал, только у Мары в фильме - более радикальный макияж. Кстати, Перссон тоже бы на роль подошла, только вот педантичный Финчер, привыкший снимать по сорок дублей, с непрофессионалом вряд ли бы сработался.

    В оригинале роман Ларссона назывался "Мужчины, которые ненавидят женщин" (Män som hatar kvinnor) и основная тема в книге - происхождение насилия. Здесь есть убийца, который играет на политкорректности и толерантности своих жертв, ведь в обществе, привыкшем притворяться, сложно нагрубить незнакомцу и принято соглашаться на бокал вина, даже если подозреваешь, что за это придется не только выпить яду, но и проглотить отраву вместе с бокалом. А уж о том, чтобы искать пропавших девушек с сомнительным социальным статусом и вовсе не идет речь даже в законопослушной Швеции. Фатальное самодовольство обывателей приводит их жизнь к краху, ведь смерть может поселиться в соседнем доме. 

    Есть журналист Блумквист, который ищет убийцу, и которого Ларссон писал с себя, потому что сам долгие годы специализировался на криминальной журналистике. Но история убийцы  - лишь фон для главного сюжета, а Блумквист - лишь герой-резонер для центрального персонажа - Лисбет Саландер. Финчер сумел эту схему Ларссона, выстроенную писателем в романе объемом более 600 страниц, передать в фильме, длиною около двух часов. И также как Ларссон - вывести Саландер на первый план. Получился феминистского толка триллер - оппозиция "Бойцовскому клубу". Вместо традиционного для Финчера героя-мужчины в "Девушке с татуировкой дракона" Лисбет Саландер становится тем героем, который противостоит безликому существованию и выбирает для этого радикальные способы.

    Поделиться