07.12.2011 16:50
    Поделиться

    В прокат выходит "Резня" Романа Полански

    Женщины склонны мир идеализировать, мужчины видят его таким, каков он есть. Или наоборот. Современные мужчины - идеалисты, женщины - гораздо приземленнее. Спор бесконечен, но то, что Роман Полански поставил фильм по пьесе "God of Carnage" ("Бог резни"), автор которой женщина - Ясмина Реза, примиряет оба эти утверждения.

    Полански с его любовью к сценам шокирующим в фильмах жестоких вдруг ставит совершенно нетипичную для себя (на первый взгляд) картину в формате "театр на экране": четыре героя, одна комната. Да еще и называет ее комедией. Однако, бойтесь шуток Полански! Комедия с названием "Резня" достаточно жестоко обойдется со зрительскими душами. В особенности с теми людьми, кого интересует семейная психология, в частности - влияние взаимоотношений супружеских пар на воспитание детей.

     

    Два мальчика не поладили на улице. Один ударил другого палкой по лицу. Эта история разыгрывается на фоне вступительных титров, и тот, кто сосредоточился на буквах, складывающихся в имена производителей картины, еще не понимает, что есть главное на самом деле. Плохо различимый эпизод на заднем плане станет основой конфликта, за которым зрителю придется наблюдать более часа. Родители мальчиков встретились, чтобы уладить ситуацию: сколько зубов выбито, глубока ли царапина, кто должен понести наказание… Поначалу американские типичные маски-улыбки: доброта, толератность, человеколюбие. Какую же пощечину американцам дает в этом фильме находящийся в европейской "ссылке" Полански. Примечательно, что первоначально пьеса была написала в расчете на французских героев. Но Полански перенес действие за океан. Все, что он хотел сказать о людях в современной Америке, он и "выдал" в "Резне". Ведь маски с представителей типичных нью-йоркских семей (случайно ли, что глава одной из них Алан Коэн в исполнении блистательного Кристофа Вальца, адвокат?) сползают почти сразу же. Алан Коэн, его жена Нэнси, маниакально следящая за своей внешностью, она же - инвестиционный брокер, хотя выглядит обеспеченной домохозяйкой (Кейт Уинслетт), и другая пара - Пенелопа и Майкл Лонгстрит: он - торговец товарами для дома, она - работает в книжном магазине и пишет сама (соответственно Джон Си Райли и Джоди Фостер), демонстрируют такое поведение, что подросткам сорванцам явно есть у кого поучиться.

    Самое интересное - попытаться узнать, где именно в этом фильме начинаетесь вы и ваши избранники. В попытке купить к приходу гостей дорогие желтые тюльпаны, чтобы показать себя? В постоянных разговорах по дорогущему мобильному, прерывающих простое человеческое общение? В нереализованных талантах или реализованных так, что стыдно в этом признаться? В привычке давать друг другу смешные прозвища? В привычке таскать в своей сумочке целый арсенал косметических средств? В любви к хомячкам или нелюбви к ним же? В любви к собственным детям или нелюбви к ним же? В попытках бороться за мир во всем мире и одновременно с непониманием со стороны вашего партнера? В нежелании заниматься рутинными семейными делами?

    Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Вот почему "Резня" при просмотре вызывает смех высшего сорта - философский. Все вроде бы и смешно, местами хохочешь просто гомерически, но как же после пусто на душе…

    Актерские работы все сильны. Еще бы! Трое из четырех артистов - обладатели "Оскара", а Джон Си Райли неоднократно номинирован на эту и другие престижные премии. Но при этом на голову выше всех Джоди Фостер - принципиальная Пенелопа, не вполне состоявшаяся исследовательница, которая борется за счастье детей в Африке, не умея навести порядок в собственной семье. Да что в семье - в собственной душе. Пен разрывается между выбором способа жизни: так, как надо, как учили и требует общество, или так, как хочется? Как правильно или как неправильно? Не понятая мужем-торговцем, который специально ее провоцирует, уходящая от реальности в книги… Джоди Фостер играет, переживая каждую эмоцию своей героини. Особенно захватывают сцены диалогов правильной Пенелопы с "неправильным" Аланом - героем Кристофа Вальца. Актер не сменил свое амплуа - обаятельный негодяй. В "Резне" он выбрал роль наблюдателя и забавляется от души, наблюдая за другими ровно до тех пор, пока не затронуты его "болевые точки" - работа (читай - деньги) и гаджеты. Кто перевоплотился, так это - Кейт Уинслетт. Роль настолько нетипичная для актрисы, особенно кульминация образа - монолог в нетрезвом виде, что открываешь Кейт заново. Уинслетт невероятно смешна, когда с тем же пафосом, с которым играет своих серьезных героинь, не меньше, рассуждает о судьбе несчастного хомяка. И чем глубже трагедия в ее глазах, тем сильнее это отражается на происходящей в фильме-пьесе комедийной ситуации. Хотя комедийная ли она?

    В России премьеру картины устроили в Барвихе, словно пытаясь научить толерантности рублевские семьи. Однако в главный зал Рублевки не поленившись приехали кинорежиссеры, главы прокатных компаний, кинокритики, писатели, телеведущие… Виктория Токарева, Марк Лоло, Михаил Кожухов, Андрей Стемпковский и другие - всем не терпелось посмотреть новую работу Полански, высоко оцененную критиками на Венецианском фестивале.

    Перед началом просмотра гости между собой много говорили о том, что в "Современнике" идет спектакль "Бог резни" по той же пьесе. Главные роли в нем исполняют Алена Бабенко, Ольга Дроздова, Сергей Юшкевич и Владислав Ветров. С французского пьесу перевел Дмитрий Быков, а поставил - Сергей Пускепалис. Многим захотелось посмотреть на российскую версию "Резни" в театре. На высокие семейные отношения. Не все же наблюдать за родственниками и соседями.

    Поделиться