11.05.202403:00

Почему производить долговечные товары сегодня стало невыгодно

Инвесторы отвернулись от знаменитого Dr. Martens. Акции компании рухнули на треть после того, как эта британская компания опубликовала негативный прогноз на следующий год: в 2025 году она ожидает снижения выручки на ключевом для себя американском рынке минимум на 10%, сообщает BFMnews со ссылкой на американский деловой журнал Fortune.

Те самые "вечные" ботинки Dr.Martens, которые сегодня оказались не интересны инвесторам.
Те самые "вечные" ботинки Dr.Martens, которые сегодня оказались не интересны инвесторам. / Mpho Mojapelo / Unsplash

Изначально "доки", как называет ботинки фирма, были рабочей обувью, но во второй половине ХХ века стали частью массовой культуры. В конце 60-х в "мартинсах" на сцену выходил гитарист The Who Пит Таунсенд. В 70-е их полюбили панки и британские футбольные фанаты, в 80-е - готы, потом представители других молодежных субкультур. "Мартинсы" носили Папа Римский Иоанн Павел Второй и 14-й Далай-лама. В начале 2000-х "доки" стали неотъемлемой частью модных показов.

Но лозунг фирмы - "Носить всю жизнь" - сыграл с ней злую шутку. Ботинки Dr. Martens настолько надежные, что люди просто перестали покупать новые модели. Теперь они идут в магазины лишь за наборами для ухода за обувью, - отмечает Fortune. "А для инвесторов главное не то качество продукции, которое преподносится в рекламе и реально существует, а денежные потоки, - комментирует частный инвестор Александр Елисеев. - И если у компании снизилась выручка и прибыль, то это сказывается на отношении инвесторов к самой компании".

Первый айфон по праву считался "неубиваемым" и неуязвимым для хакеров... Фото: GettyImages

...Все чаще продукция, которая, казалось бы, может прослужить долгие годы, быстро изнашивается и устаревает - в том числе намеренно. В условиях идеи экономического роста - большего производства и потребления - это кажется чем-то парадоксальным: выпускать долговечную и качественную вещь становится попросту невыгодно.

Производители смартфонов, например, стараются обновлять свои модели ежегодно. Кто-то даже специально перестает поддерживать старые гаджеты, вынуждая переходить на более новые. И в этом вся дилемма: новое по задумке должно быть и качественнее, и долговечнее. Но акцент на последнем невыгоден самим компаниям и экономике в целом. Потому производители хотят сократить время между повторными покупками и поддержать долгосрочный объем продаж - за счет разных приемов. С одной стороны, это реклама, убеждающая взять что-то новее и технологичнее. С другой - это искусственно ограниченный срок использования и намеренно хрупкие конструкции и материалы.

В разговоре с "РГ" доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Николай Перепелкин отметил, что некоторые гаджеты, автомобили, мебель и другие товары действительно изнашиваются раньше времени или приходят в негодность как по команде - после определенного срока службы. "Это просто сделать с технической точки зрения - установить срок службы какой-то важной конкретной детали, прописать определенный код в обновление операционной системы или приложения, выбрать менее износостойкий материал, - считает он. - При этом такая информация не является секретной. Однако большинство компаний ее, конечно, не афишируют. Громкие же утечки стараются замять. Схожим образом поступали и Microsoft, и Apple: с каждым обновлением их продукты работали все менее эффективно. Но зачем производители это делают? Это определенная стратегия продвижения новых продуктов компании и стимулирование приобретения и потребления".

15-й айфон гораздо капризнее и служит безупречно до выпуска... айфона 16-го. Фото: GettyImages

Идея планового старения потребительских товаров уже не новая. Ее обсуждали еще в 1930-х. Тогда американский брокер Бернард Лондон предлагал ввести для товаров сроки годности. Он считал, так создается постоянный спрос, в т.ч. на рабочую силу и инвестиции. Известна и история с лампочками. В 1924 году их производители договорились сократить срок службы изделий и стоимость. Сейчас же, например, у многих смартфонов встроенные аккумуляторы сложно поменять самому, на них могут и искусственно занижать емкость.

Товар может быть и качественным, но, как правило, недолговечным. Вы полноценно пользуетесь и наслаждаетесь удобством товара, он идеально вписался в ваш интерьер или образ жизни, но в какой-то момент он просто приходит в негодность - как правило, это происходит достаточно резко после определенного срока службы. И впоследствии человек, который уже привык к удобству, берет схожий - только модель новее, которую анонсировала компания.

Концепция "запланированного старения" близка к концепции "запланированного снижения качества". То есть производитель во втором варианте, приучив потребителя к своему продукту, начинает снижать его качество и экономить. Потому фраза "что-то они испортились в последнее время" вполне объяснима. После определенного периода техника начинает ломаться, а вкус продуктов, например, становится менее насыщенным, порции - меньше.

Эксперт экономического факультета РУДН Богдан Камбердиев рассказал "РГ", что эта тенденция направлена на получение большей прибыли - за счет увеличения спроса и оборота производства. И у этого есть преимущества: ускоряется темп развития инноваций и производство комплектующих деталей постепенно ликвидируется. В качестве минуса - больший темп увеличения расходов над доходами.

"Фольксваген"-жук старой школы мог бегать без особого ремонта десятилетиями... Фото: Vwexport1300 / Wikipedia

Основной целью производителей, по словам Перепелкина, стало сокращение именно затрат на производство с увеличением его масштабов. "То есть производители получили возможность выпускать большое количество продукции достаточно дешево, высвободившиеся деньги они направляли на новые разработки, а далее цикл повторялся", - объясняет он.

И в целом это привело к такой системе, когда рост любой компании и экономики возможен только при постоянно растущем спросе и потреблении, добавил эксперт.

Продукция той же фирмы сегодня начинает "сыпаться" через пять лет. Фото: GettyImages

Человек же, особенно молодой, теперь вполне готов к постоянным обновлениям и даже приветствует их. Старшее поколение это воспринимает хуже. "И теперь мы имеем то, что имеем, - отмечает Перепелкин. - Современный автомобиль, если это не эксклюзивная модель ручной сборки, скорее всего, не получится передать своим детям и внукам по наследству. Система работает так, что автомобиль технически и морально устареет примерно через пять лет". На этот срок в среднем и берут люди автокредиты. Со временем машина начнет ломаться, подталкивать потребителя к новой покупке и новому займу. Это зацикленный круг, поддерживающий экономику.

И важным сейчас является психологический фактор. Люди по природе хотят соответствовать трендам и самоутверждаться за счет покупки. С каждым обновлением производители будут предлагать что-то совершеннее: если это телевизоры, то большую диагональ, лучшее разрешение, если машины, то технологичные опции, новые камеры для парковки и так далее.

Это зависит и от решений самого покупателя. Но, конечно, компании могут и просто экономить на товарах - например, производить чайники из пластика, а не металла.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации